СОДЕРЖАНИЕ
Отечественная история
Васькин А.А.
Воспитательный дом в 1812 году и его героические защитники ................................................. 6
За Стендалем по Москве 1812 года ............................................................................................... 17
Долгов Д.В.
(Московский государственный
гуманитарный
университет
им. М.А. Шолохова)
Проверка окруженцев-политработников в Красной Армии ....................................................... 20
История погибшего полка ............................................................................................................... 22
Федотова Л.В. (Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 463)
Цели и задачи заграничных походов русской армии1813–1814 гг. на страницах журнала
«Сын Отечества» ............................................................................................................................ 25
Ярошенко А.Ф.
О сроках окончания Великой Отечественной Войны (1941–1945 гг.) ........................................ 29
Всеобщая история
Манжула В.Е., Морозова А.Ю. (Тихоокеанский государственный университет)
Особенности древнеримской архитектуры ................................................................................. 31
Манжула В.Е., Морозова А.Ю. (Тихоокеанский государственный университет)
Features of Roman architecture ........................................................................................................ 32
Археология
Денисова Е.Л. (LSA GmbH (Leisching Systemahus Automatik) (Предприятие по разработке
систем автоматизации)
Клятва, скрытая в древней азбуке ................................................................................................. 33
Этнография, этнология и антропология
Фабинский М.В. (Российский государственный социальный университет)
Паломничество православных верующих России в годы гражданской войны .......................... 40
Стр.1
Отечественная история
Васькин А.А.,
член Союза писателей Москвы,
член Союза журналистов Москвы,
лауреат Горьковской литературной премии
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
ДОМ В 1812 ГОДУ И ЕГО ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ
Утром 2 сентября 1812 г. генерал-губернатор Москвы граф Федор Васильевич Ростопчин
в спешке покидал вверенный ему императором Александром 1-м город. Вместе с ним Москву
оставили и чиновники губернаторской канцелярии, и полиция, и все, кто мог эвакуироваться.
Кто же остался в первопрестольной столице? Об этом узнаем из дневника князя
Дмитрия Михайловича Волконского, суворовского сподвижника и двоюродного дяди
Л.Н. Толстого: «Итак, 2-го город без полиции, наполнен мародерами, кои все начали грабить,
разбили все кабаки и лавки, перепились пьяные, народ в отчаянии защищает себя, и повсюду
начались грабительства от своих».1
Одним из немногочисленных московских чиновников, оставшихся в такой тяжелой обстановке
городе был действительный тайный советник Иван Акинфиевич Тутолмин (1752–
1815), главный надзиратель Императорского Московского Воспитательного дома.
Дом этот занимал целый квартал на Солянке между Свиньинским переулком и Солянским
проездом. В то время адрес его был таков: «в Мясницкой части под нумером 1» или «на
Солянке и на Набережной, в 1 квартале», или еще «близ Варварской площади».2
История Воспитательного дома началась почти за полвека до описываемых нами событий
- с манифеста императрицы Екатерины II от 1 сентября 1763 г. об учреждении «Сиропитального
дома»: «Объявляем всем и каждому. Призрение бедным и попечение о умножении
полезных обществу жителей, суть две верховныя должности и добродетели каждаго Боголюбиваго
владетеля. Мы, питая их в нашем сердце, восхотели конфирмовать ныне представленный
нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о постоении и учреждении общим
подаянием в Москве, как древней столице империи нашей, Воспитательного дома для приносимых
детей с особливым гошпиталем сирым и неимущим родительницам… И тако мы
сим, как оный с планом проект во всех его частях, так представленный нам об оном доклад,
высочайше конфирмуя, определяем быть ему государственным учреждением…».3
Упомянутый выше Иван Иванович Бецкой – личный секретарь государыни и президент
Академии художеств, главный инициатор учреждения Воспитательного дома. Выдающийся
общественный и государственный деятель своего времени, Бецкой разработал образовательную
реформу в духе Просвещения, одними из пунктов которой были «Генеральное Учреждение
о воспитании юношества обоего пола», а также «Генеральный план» Московского
воспитательного дома, представленный им императрице в 1763 г.
1 Д. М. Волконский. Дневник 1812// 1812 год... Военные дневники / Сост., вступ. ст. А.Г. Тартаковского.
– М., 1990.
2 П…Ф… «Некоторые замечания, учиненные со вступления в Москву французских войск (и до выбегу
из оной»//1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995. – С. 25–32.
3 Генеральный план Императорского воспитательного, для приносных детей, дома и Госпиталя для
бедных родильниц в Москве, 1763–1767 гг. – С-Пб, 1889. – 77 с.
Стр.2
По мысли Бецкого, молодое поколение каждого российского сословия должно было воспитываться
в своих, закрытых, специально созданных для этого учебных заведениях. В 1764
г. первым в России открылся Императорский Московский Воспитательный дом, созданный
для подкидышей, внебрачных детей, сирот, а также детей из беднейших семей. При доме был
и «особливый госпиталь» для «сирых и неимущих родительниц».
Здание нового (как для Москвы, так и для России) заведения на протяжении всего своего
существования неоднократно достраивалось, став в итоге крупнейшим в первопрестольной.
По проекту предполагалось, что Воспитательный дом будет состоять из трех корпусов в
форме каре, из которых в 18 в. успели возвести лишь два (архитектор К.И. Бланк). Проект
предполагал возведение «громадного центрального пятиэтажного корпуса, так называемые
корделожи, к концам которого должны были примыкать под прямым углом два строения
квадратной формы высотой в пять этажей с внутренним двором посередине, а также множество
связанных между собой маленьких служебных помещений».1
В девятнадцатом веке над дальнейшим расширением и оформлением дома работали
лучшие зодчие России – М.Ф. Казаков, отец и сын Жилярди, Ю.М. Фельтон, А. Г. Григорьев,
М. Д. Быковский. Достраивалось здание и в советское время (арх. И.И. Ловейко), правда, уже
не для воспитательных нужд, а для учебных – и сегодня здесь находится Военная академия
Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого. А в другом здании (Опекунского
совета), выходящем на Солянку, разместился президиум Российской академии медицинских
наук.
Управлялся дом главным попечителем, ниже которого был Опекунский совет, которому,
в свою очередь, и подчинялся главный надзиратель.
Итак, открытие такого богоугодного заведения в Москве стало важнейшим событием в
жизни российского государства, ведь в Европе подобные учреждения существовали еще в
семнадцатом веке. Девизом дома стали слова «Себя не жалея, питает птенцов», имелась ввиду
изображенная на гербе богоугодного заведения птица пеликан, кормящая грудью своих
птенцов. А в 1767 г. все российские губернии были извещены, что отныне Воспитательный
дом готов к приему детей со всей империи.
В 1797 г. новый самодержец Павел 1-й значительно повысил статус Воспитательного
дома, отдав его под ведомство своей венценосной супруги, императрицы Марии Федоровны,
совсем не формально, а искренно и заинтересованно занимавшейся делами по воспитанию
подкидышей и детей из бедного сословия.
По образцу московского Воспитательного дома, открылись аналогичные учреждения и в
других городах империи. Но и их не хватало, а потому немало беспризорных детей везли попрежнему
в первопрестольную столицу. С каждым годом росло число сирот, нашедших
приют в московском Воспитательном доме, к 1812 г. число их превысило сто тысяч!
Несмотря на заверения генерал-губернатора Ростопчина, до последнего дня августа 1812
г. сообщавшего в своих афишках, что Москва сдана не будет, главный надзиратель Воспитательного
дома Иван Тутолмин, предпринял все меры к эвакуации детей из Воспитательного
дома. Но, много воспитанников вывезти из Москвы не удалось – всего лишь 333 человека
эвакуировали в Казань.
В Воспитательном же доме оставалось почти в два раза больше детей. Согласно ведомости,
представленной Тутолминым Наполеону, на 6 сентября в Воспитательном доме находилось
грудных детей обоего пола 275 человек, от года до 12 лет здоровых – 207 и от года до
18 лет больных – 104 человека. Всего же в Воспитательном доме было 586 детей. Кроме того,
в родильных «гошпиталях» Воспитательного дома было 30 беременных женщин, «ро1
Лебедев В.И. Очерк деятельности Московского воспитательного дома (1764–1896 гг.) // Известия
Московской Гор. Думы. – Вып. I, июль-август, 1898. – С. 1– 65.
Стр.3