58 унижение достоинства ученика, неуместная шутка, интонемы приказа, гнева, презрения в речи учителя. <...> Все отмеченное можно отнести к речевым средствам деструктивного диалога. <...> Многие конфликты между учителем и учащимися начинаются с невысказанности последних, отсутствия условий для участия школьников в равноправном диалоге, со слишком назидательной речи учителя. <...> Важными речевыми средствами в предконфликтной и конфликтной ситуациях следует считать те, которые создают конструктивный диалог, демонстрируют уважение к личности ученика, одним словом, реализуют стратегию близости: это эмпатические вопросы, среди которых уточняющие («Так ли я тебя понял, что ты отказываешься ходить в школу из-за учителя?»), побуждающие к совместному размышлению («Что же нам делать?» <...> ). Модель речевого акта «Давайте (вместе) + глагол 1 лица мн. числа» сохраняет и здесь свою ведущую позицию («Давайте вместе подумаем, почему у тебя проблемы с русским языком?» <...> ). Таким образом, коммуникативная стратегия близости может быть рассмотрена как сверхстратегия в речевом поведении учителя, ориентирующая его на выбор таких языковых А.Кузнецова <...> учитель русского языка и литературы, аспирант кафедры стилистики, риторики и культуры речи ФГБОУ ВПО МГУ им. <...> Н.П. Огарева, г. Саранск Логико-речевые ошибки и уровень знания о них современных школьников Р ЕЧЕВАЯ практика требует от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний. <...> Поэтому обучение учащихся устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, особенно когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры. <...> Педагоги отмечают, что подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом, они затрудняются в создании самостоятельных, корректных связных устных и письменных высказываний. <...> Логичность <...>