профессор кафедры стилистики, риторики и культуры речи ФГБОУ ВПО МГУ им. <...> Н.П. Огарева, г.Саранск РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: СТРАТЕГИЯ БЛИЗОСТИ О ДНОЙ из ценностей гуманитарного образования выступает признание ученика полноправным участником научно-учебного взаимодействия, что находит отражение в такой риторической организации педагогического общения, при которой учителем используются специальные речевые формы положительного влияния на ученика как субъекта педагогического общения. <...> Организация конструктивного педагогического диалога предполагает речевое воплощение в поведении учителя таких его личностных характеристик, как открытость, искренность, уважение и доброжелательное отношение к ученику. <...> Как показало исследование А.К.Михальской, отечественный педагогико-риторический идеал (в отличие, например, от западноевропейского, провозглашавшего принцип объективной бесстрастности) строился всегда на принципе любви, субъективного, окрашенного эмоциональной теплотой отношения, принципе персонализма [6]. <...> Указанные принципы воплощаются и в коммуникативной деятельности учителя-мастера, в стратегиях и тактиках его речевого поведения. <...> Кратко охарактеризуем особенности педагогического дискурса, объясняющие необходимость воплощения учителем в своем речевом поведении указанной в названии статьи стратегии. <...> Цель педагогического дискурса — социализация нового члена общества (объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов) [4]. <...> Ядром педагогического дискурса является общение базовой пары участников коммуникации – учителя и ученика, их интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие является ключевым при выявлении и описании вербальных и невербальных средств, характерных для педагогического <...>