Конкурентные стратегии и тактики Губайдуллина Ф. С., докт. экон. наук, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, g-farida@yandex.ru МИКРОЭКОНОМИКА КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМыШЛЕННыХ ОКРУГОВ ТРЕТьЕЙ ИТАЛИИ) Взаимоотношения между предприятиями внутри кластера раскрывают источники эффективности и конкурентоспособности этой формы территориальной организации производства. <...> Ключевые слова: промышленные округа, кластеры, Третья Италия, конкуренция, внешняя экономия, распространение инноваций, малые и средние предприятия, субконтрактинг. <...> А Межфирменные взаимоотношения внутри кластера Кластеры представляют собой агломерации взаимосвязанных фирм и связанных с ними институтов. <...> Сотрудничество или кооперация объясняется наличием общих интересов, стремлением создать конкурентоспособную отрасль, способную потеснить соперников из других регионов на национальном или международном рынке. <...> Для того чтобы кластер заработал и превратился из агломерации именно в кластерное образование, чтобы были задействованы все факторы внутренней динамики, способствующие росту инновационной составляющей производственной деятельности, необходимо постоянное увеличение количества участников. <...> Конкурентные стратегии и тактики стер уязвимым к утрате специфических ресурсов и навыков. <...> Эффекты агломерации В качестве эффектов от агломерации будем рассматривать экономию, которую получают независимые фирмы, размещаясь друг около друга на сравнительно ограниченной территории. <...> Работники в свою очередь также получают выгоду от увеличения возСовременная конкуренция Конкурентные стратегии и тактики можностей получить работу разного характера и уровня специализации, и по мере увеличения спроса на рабочую силу увеличивается заработная плата. <...> 2011 / 5 (29) 31 Экономия, вызванная снижением издержек производства, может достигаться за счет внутренней экономии (или эффекта масштаба производства), достигаемой за счет увеличения <...>