Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 5 класс.

0   0
Первый авторПетрова Татьяна Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц125
ID144109
АннотацияВ пособии отражена система анализа художественного текста в школе в соотношении с творческими работами (сочинениями разных типов). Целью анализа является прежде всего умение видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный. Внимание к художественному строю текста, в свою очередь, развивает способности самовыражения словом ( в большей или меньшей степени, в зависимости от способностей и склонностей ребенка). Так или иначе, умение читать произведение непосредственно связано с умением строить собственный текст. Безусловно, в этом процессе совершенно необходима связь уроков литературы с уроками развития речи, русского языка, мировой художественной культуры.
УДК373.5.016
ББК74.261.8
Петрова, Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 5 класс. : Материалы для учителя / Т.С. Петрова .— : [Б.и.], 2001 .— 125 с. — URL: https://rucont.ru/efd/144109 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Человек воспринимал себя частью природы; вся жизнь человека зависела от природы: день сменяется ночью и снова днем, за зимой следует весна. <...> Сама Земля представлялась существом плодоносящим, рождающим и называлась Земля-Матушка, Мать-Сыра-Земля. <...> Род производит также и божества стихий и частей света; от него рождается Бог неба - Сварог ("Сварог небесный"; у него четыре головы, чтобы видеть все, что происходит в поднебесной). <...> Силу темную вызывает к жизни Черный Змей (это всевозможные змеи лютые, многоглавые, вся нечисть земная и водная, - с ней соотносятся образы тучи, мрака). <...> В представлении самой структуры мира таким образом выступает Древо Мировое (Древо Жизни) - место встречи человека со Вселенной; оно являет собой стержень мира: "К небу дерево протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку"; "На восточных веточках дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин, в корнях - Змей шевелится. <...> Горизонтальная часть Древа связана была с магическими ритуалами: чаще всего у него было 8 ветвей, по 4 с каждой стороны; оно имело 4 главных цвета - красный, черный, белый и синий (2,с. <...> Тьма выступает в фольклоре в образе тучи, которая представлялась рядом соответствий: косматое животное (собака, кошка, корова); покров, ковер; жернов, ступа; сума, в которой прячут солнце; мешок (мех) с дождем, снегом; тогда ветры, раздувающие грозу, уподобляются кузнецу, раздувающему горн мехом; тогда вихри, непогода, метель, гроза - это духи (от слова дути): "зимние духи дуют в кулак"; отсюда образ духовых инструментов (ДУХ - возДУХ - ДЫХание - ДУХовые инструменты: дудка, свисток, рог, труба) как выразителей судьбы, вестников происходящего с человеком (4). <...> Волк, представленный в образе тучи, мог выражать демона тьмы, нападающего на светлых богов - солнца и луны; с другой стороны, волк-туча мог хранить в своей утробе живую воду дождя, с которой связаны здоровье, сила и красота - в этом случае символ нес в себе положительную оценочность. <...> Богами света <...>
Анализ_художественного_текста_и_творческие_работы_в_школе._5_класс._.pdf
Т. С. Петрова Анализ художественного текста и творческие работы в школе 5 класс Материалы для учителя Московский Лицей, 2001
Стр.1
3 Предисловие В пособии отражена система анализа художественного текста в школе в соотношении с творческими работами (сочинениями разных типов). Данные здесь трактовки текста не предполагают их копирование в классе. Приводя наводящие вопросы для работы со школьниками, мы все же интерпретировали те или иные аспекты текста прежде всего для учителя, предполагая, что с учетом возможностей, подготовки и направленности класса (и времени на такую работу) учитель самостоятельно сформулирует конкретные задачи и предложит их детям. Результаты анализа художественного текста совсем не обязательно могут отражаться в работах, посвященных данному тексту. Целью анализа является прежде всего умение видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный. Внимание к художественному строю текста, в свою очередь, развивает способности самовыражения словом ( в большей или меньшей степени, в зависимости от способностей и склонностей ребенка). Так или иначе, умение читать произведение непосредственно связано с умением строить собственный текст. Безусловно, в этом процессе совершенно необходима связь уроков литературы с уроками развития речи, русского языка, мировой художественной культуры. В пособии обобщен опыт работы в экспериментальном классе школы № 9 г. Шуи на основе экспериментальной программы комплексного преподавания дисциплин гуманитарного профиля для 5-11 классов общеобразовательной школы. - Иваново,1998. В проведении творческих работ использован опыт учителя литературы и русского языка , кандидата педагогических наук Л.А.Поникаровой.
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.