Человек воспринимал себя частью природы; вся жизнь человека
зависела от природы: день сменяется ночью и снова днем, за зимой следует весна. <...> Сама Земля представлялась существом плодоносящим, рождающим и называлась
Земля-Матушка, Мать-Сыра-Земля. <...> Род производит также и божества стихий и частей света; от него рождается Бог
неба - Сварог ("Сварог небесный"; у него четыре головы, чтобы видеть все, что
происходит в поднебесной). <...> Силу темную вызывает к жизни Черный Змей (это всевозможные змеи лютые,
многоглавые, вся нечисть земная и водная, - с ней соотносятся образы тучи, мрака). <...> В представлении самой структуры мира таким образом выступает Древо Мировое
(Древо Жизни) - место встречи человека со Вселенной; оно являет собой стержень
мира: "К небу дерево протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку"; "На восточных
веточках дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин, в корнях - Змей
шевелится. <...> Горизонтальная часть Древа связана была с магическими ритуалами: чаще всего у
него было 8 ветвей, по 4 с каждой стороны; оно имело 4 главных цвета - красный,
черный, белый и синий (2,с. <...> Тьма выступает в фольклоре в образе тучи, которая представлялась рядом
соответствий: косматое животное (собака, кошка, корова); покров, ковер; жернов, ступа;
сума, в которой прячут солнце; мешок (мех) с дождем, снегом; тогда ветры,
раздувающие грозу, уподобляются кузнецу, раздувающему горн мехом; тогда вихри,
непогода, метель, гроза - это духи (от слова дути): "зимние духи дуют в кулак"; отсюда образ духовых инструментов (ДУХ - возДУХ - ДЫХание - ДУХовые инструменты:
дудка, свисток, рог, труба) как выразителей судьбы, вестников происходящего с
человеком (4). <...> Волк, представленный в
образе тучи, мог выражать демона тьмы, нападающего на светлых богов - солнца и
луны; с другой стороны, волк-туча мог хранить в своей утробе живую воду дождя, с
которой связаны здоровье, сила и красота - в этом случае символ нес в себе
положительную оценочность. <...> Богами света <...>
Анализ_художественного_текста_и_творческие_работы_в_школе._5_класс._.pdf
Т. С. Петрова
Анализ художественного текста
и творческие работы в школе
5 класс
Материалы для учителя
Московский Лицей, 2001
Стр.1
3
Предисловие
В пособии отражена система анализа художественного текста в школе в
соотношении с творческими работами (сочинениями разных типов).
Данные здесь трактовки текста не предполагают их копирование в классе.
Приводя наводящие вопросы для работы со школьниками, мы все же
интерпретировали те или иные аспекты текста прежде всего для учителя,
предполагая, что с учетом возможностей, подготовки и направленности класса (и
времени на такую работу) учитель самостоятельно сформулирует конкретные
задачи и предложит их детям.
Результаты анализа художественного текста совсем не обязательно могут
отражаться в работах, посвященных данному тексту. Целью анализа является
прежде всего умение видеть эстетическую сторону текста, читать его как
художественный. Внимание к художественному строю текста, в свою очередь,
развивает способности самовыражения словом ( в большей или меньшей степени,
в зависимости от способностей и склонностей ребенка). Так или иначе, умение
читать произведение непосредственно связано с умением строить собственный
текст.
Безусловно, в этом процессе совершенно необходима связь уроков
литературы с уроками развития речи, русского языка, мировой художественной
культуры.
В пособии обобщен опыт работы в экспериментальном классе школы № 9 г.
Шуи на основе экспериментальной программы комплексного преподавания
дисциплин гуманитарного профиля для 5-11 классов общеобразовательной
школы. - Иваново,1998.
В проведении творческих работ использован опыт учителя литературы и
русского языка , кандидата педагогических наук Л.А.Поникаровой.
Стр.3