С.И. МОЗжИЛИН Я вынес в заголовок рецензии на книгу Евгения Малышкина «Две метафоры памяти» название картины Сальвадора Дали, которую для удобства воспоминания называют «Расплавленные часы». <...> Сделал я это не ради пустой прихоти, а под влиянием ассоциаций – с проблематикой времени, истекшего и потерянного, которую автор вопреки ожиданиям миновал в своем анализе памяти, и с весьма вольной манерой обращения с философскими текстами, которую он демонстрирует на страницах своей книги. <...> «Замысел нашего исследования состоит в том, чтобы отследить, какими именно метафорами описывается память в различные периоды истории западной философии. <...> История метафор в культурологии и истории философии, наряду с историей идей, направление не новое. <...> Во всяком случае, этот подход предполагает идентификацию метафор и раскрытие их когнитивного содержания, того, как метафоры функционируют в контексте. <...> Нужно показать релевантность метафоры соответствующему проблемному полю, например, «естественный свет разума» – метафора из семантического поля трансцендентальной философии, а «помрачение рассудка» – из беллетризированной психиатрии. <...> На наш взгляд, проблема рассматриваемой книги обнаруживается уже на стадии идентификации метафор памяти. <...> Согласно концепции автора, метафор памяти всего две: отпечаток (во всем многообразии синонимических вариаций, как след на восковой дощечке, например) и проект (набросок). <...> Она прослеживается применительно к памяти от знаменитых фраз о следах на восковой дощечке и отпечатке перстня на воске у Платона и Аристотеля до следа как термина психоанализа или современной нейрофизиологии (энграмма), описывающей механизмы функционирования головного мозга на электромагнитном и микромолекулярном уровнях. <...> Эта метафора находится в очевидной коннотации с письмом и знаком, однако эта проблематика не в фокусе авторского интереса. <...> Что касается метафоры «проекта», пусть и с вариацией «наброска <...>