МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКОЛЬНИКА Николай Петрович Лебедик, доцент кафедры менеджмента образования Полтавского областного института последипломного педагогического образования имени М.В. Остроградского, кандидат педагогических наук • индикаторы • критерии • индексы социальной активности (Іа), социального самоопределения (Іс), социальной ответственности (Іо) • интегрированный индекс социальной зрелости личности (Іс.з.) • типы социальной зрелости личности (Тип с.з.) <...> Целостность личности проявляется только при наличии интеграции между её подсистемами — индивидуальным сознанием и социально-практической деятельностью человека. <...> Уровень социальной зрелости школьника характеризуется комплексом внутренних системообразующих базовых качеств в структуре личности, которые обусловлены соответствующими внешними факторами формирования. <...> Возрастание (+) и снижение ( — ) уровня социальной зрелости школьника обусловливается внешними (объективными) факторами, которые в образовательном процессе вступают во взаимодействие с внутренними (субъективными) факторами целостного развития внутренних качеств личности. <...> Исходя из того что внутренние качества личности формируются благодаря внешнему влиянию, педагоги рассматривают их как субъективные факторы в органической взаимосвязи с соответствующими объективными факторами внешней среды жизнедеятельности человека. <...> Опираясь на выводы исследователей проблем формирования социальной зрелости (Р.Г. Гурова, Т.И. Мальковськая, В.Ф. Моргун, В.В. Москаленко, К.К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин, В.А. Сластенин, и др.), в качестве её субъективных факторов мы рассматриваем три сформированных глубинных ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2’2016 качества личности — социальная активность (А), социальное самоопределение (С) и социальная ответственность (О), которые вступают во взаимодействие между собой на уровне сознания человека через множества самооценок и оценок <...>