КУЛЬТУРА ПОЛЕЗНОСТИ И КУЛЬТУРА ДОСТОИНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дария Евгеньевна Шевелёва, соискатель Института стратегии развития образования РАО • инклюзивное образование • специальная педагогика • культура достоинства • гуманистическая психология • индивидуальный подход в обучении • модульное обучение • технология портфолио • технология свободного урока Трактовка инклюзивного образования может происходить не только в значении нового педагогического подхода и технологий, которые вводятся в систему общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). <...> Анализ интеграционного вектора массовой школы возможен и с культурологических позиций, которые сегодня (наравне с прочими) образуют область исследований психофизических нарушений. <...> Рассматривая в культурологическом аспекте инвалидность и ограниченные возможности здоровья, российский психолог А.Г. Асмолов выделяет два типа культуры — культуру полезности и культуру достоинства. <...> Вследствие преобладания в обществе подобных взглядов люди с ОВЗ (а также дети и пожилые люди) наделяются отрицательными характеристиками, которые указывают на отсутствие со стороны этих людей пользы для социального и экономического развития государства, приращения его ресурсов и удовлетворения общественных запросов. <...> Таким образом, культурой полезности нивелируются индивидуальные особенности человека, которые не относятся к профессиональным способностям и общественно полезным навыкам, игнорируются потребности в эмоционально-психологической защищённости и самореализации на протяжении всей жизни. <...> Культура достоинства отказывается от прагматического взгляда на человека, интересы ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2’2016 которого внутри этого типа культуры представляются как приоритетные относительно общественных и государственных потребностей. <...> В системе общественных отношений и государственного <...>