ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ольга Вадимовна Крылова, доцент кафедры методики преподавания истории и социально-политических дисциплин АПКиППРО, г. Москва, krylovaolga@mail.ru • чтение • читательская грамотность • универсальные учебные умения • вопросы к тексту Не секрет, что одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное. <...> Очевидно и то, что уровень владения чтением – общим учебным умением (как говорили раньше) или метапредметным умением (как принято называть по-новому) – у многих учеников оставляет желать лучшего. <...> В международных исследованиях PISA, наряду с определением уровня математических и естественно-научных умений (или компетенций) учащихся, изучаются и читательские умения. <...> Все названные компетенции определяются как математическая, естественно-научная и интересующая нас в данный момент читательская грамотность. <...> Почему вместо привычного термина «чтение» используется иной – «читательская грамотность»? <...> Казалось бы привычное и ясное утверждение «Н.М. Пржевальский внёс огромный вклад в развитие русской географической науки» может, однако, вызвать неожиданные для учителя географии толкования современных школьников: «Н.М. Пржевальский внёс огромный вклад, т. е. оказал финансовую поддержку (сделал инвестиции) в развитие русской географической науки». <...> ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Выходит, что работа над словом – обогащение активного и пассивного словаря школьников – необходимая работа с учётом современных реалий развития языка. <...> В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности. <...> В уже упомянутых аналитических материалах Г.А Цукерман [1] отмечается, что российские учащиеся лучше сверстников отвечают на вопросы и задания, в которых ключевые слова вопроса практически совпадают и с текстом ответа. <...> Рассмотрим примеры <...>