ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ: ОТ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ1 Александр Николаевич Дахин, главный научный сотрудник Института физикоматематического и информационно-экономического образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», профессор, доктор педагогических наук • педагогические проекты • инновационная учебная деятельность • ФГОС • трудовая деятельность Изложение1 концептуальных идей современных педагогических проектов начнём с одного из авторитетных свидетельств международного признания вклада четырёх учёных, предопределивших тенденции развития педагогической мысли в прошлом столетии. <...> В 1988 году решением ЮНЕСКО таковыми научнопедагогическими лидерами стали Джон Дьюи (США), Георг Кершенштейнер (Германия), Мария Монтессори (Италия) и А.С. Макаренко (Россия). <...> Обращает на себя внимание то, что все названные педагоги сосредоточили свои исследовательские усилия именно на идее объединения трудового, коллективного, прагматического и эстетического воспитания, что, собственно, и сближает распространённое во многих странах фрагментарно-научное обучение с эффективной социализацией учащихся. <...> Россия не исключение, так как современные педагогические концепции модернизации общего образования направлены на формирование у школьников целого спектра дидактических умений, в том числе универсальных учебных действий, подразделяемых Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на регулятивные, познавательные и коммуникативные. <...> Хотя собственно российский вклад в эту идею уже состоялся чуть меньше века назад благодаря А.С. Макаренко. <...> ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3’2016 опыт никогда не поздно переосмыслить – в контексте современной социокультурной ситуации. <...> Этому и посвящена данная статья, в которой преследуются три цели: 1) выделить основные направления модернизации общего образования; 2) дать им культурноисторическую интерпретацию <...>