БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физического воспитания
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Рабочая тетрадь
для обучающихся всех направлений подготовки бакалавриата
Сургут, 2019
1
Стр.1
УДК 796.01(075.8)
ББК 75.0я73
Ф 50
Печатается по рекомендации
отдела сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Рабочая тетрадь обсуждена
на заседании кафедры физического воспитания
06 октября 2018 года, протокол № 3
Рецензент:
Дронь А.Ю., кандидат биологических наук, доцент
кафедры теории и методики физического воспитания
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Ф 50
Физическая культура и спорт : рабочая тетрадь для обучающихся всех направлений
подготовки бакалавриата / Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут.
гос. пед. ун-т» / сост. : Л. В. Соколовская, С. В. Коломиец, Р. В. Соколовский. – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – 49, [1] с.
Издание соответствует программе дисциплины «Физическая культура и спорт», которая относится
к базовой части Блока 1 ОПОП ВО цикла дисциплин (Б1.Б.6) и осваивается обучающимися
в соответствии с актуализированными ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавриата.
Рабочая тетрадь включает необходимый и достаточный набор методов самооценки физического
развития, функционального состояния и двигательной подготовленности. Пособие предназначено
для обучающихся всех направлений подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Физическая
культура и спорт», а также может быть рекомендовано в качестве практикума по физической
культуре и спорту в вузе и образовательных учреждениях.
УДК 796.01(075.8)
ББК 75.0я73
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................................................. 4
Практическая работа 1.
Методы самоконтроля физического развития .......................................................................... 6
Практическая работа 2.
Методы самоконтроля функционального состояния кардиореспираторной системы ......... 9
Практическая работа 3.
Методы самоконтроля физической работоспособности .......................................................... 12
Практическая работа 4.
Простейшие методы самооценки работоспособности, усталости, утомления
и применение средств физической культуры для их направленной коррекции .................... 16
Практическая работа 5.
Методы регулирования психоэмоционального состояния средствами
физической культуры .................................................................................................................. 23
Практическая работа 6.
Диагностика, коррекция и профилактика нарушений осанки ................................................. 26
Практическая работа 7.
Самомассаж в системе средств оптимизации физического состояния .................................. 29
Практическая работа 8.
Методика проведения корригирующей гимнастики для глаз ................................................. 33
Практическая работа 9.
Методы самоконтроля холодоустойчивости организма .......................................................... 35
Практическая работа 10.
Методы определения физической подготовленности .............................................................. 37
Приложение .................................................................................................................................. 46
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле»
Аристотель
Рабочая тетрадь соответствует программе дисциплины «Физическая культура и спорт»,
которая относится к базовой части Блока 1 ОПОП ВО цикла дисциплин (Б1.Б.6) и осваивается
обучающимися в соответствии с актуализированными ФГОС ВО по направлениям подготовки
бакалавриата.
Цель пособия: организация самостоятельной работы обучающегося по осуществлению
контроля над уровнем физического развития, функционального состояния и двигательной
подготовленности и освоению практических умений в области физической культуры и спорта
в процессе изучения дисциплины.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
сформировать представление о социальной значимости физической культуры и её
роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; знать научно-биологические,
педагогические и практические основы физической культуры и здорового
образа жизни;
овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических
способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре
и спорте;
создать основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной
деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных
достижений.
Формируемые компетенции
Процесс изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» направлен на формирование
следующих универсальных компетенций (извлечение из актуализированного Федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования по всем направлениям
подготовки бакалавриата):
УК-6 – способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию
саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-7 – способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для
обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Требования к результатам подготовки бакалавра
Знать/понимать:
научно-практические основы физической культуры и спорта и здорового образа
жизни;
методы самоконтроля в процессе занятий;
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и
оценки физического развития и физической подготовленности для повышения адаптационных
резервов организма и обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Уметь:
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного
развития, физического самосовершенствования, формирования здорового
образа и стиля жизни.
4
Стр.4
Владеть:
методами определения уровня физической и функциональной подготовленности;
методами самоконтроля;
системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и
свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
средствами и методами повышения спортивной работоспособности для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Иметь опыт:
творческого использования средств и методов физического воспитания для профессионально-личностного
развития, физического самосовершенствования, формирования здорового
образа жизни: составление и проведение комплексов утренней и производственной
гимнастики; составление индивидуального плана оздоровления и физического самосовершенствования.
Рабочая
тетрадь состоит из десяти практических работ и включает необходимый и
достаточный набор методов самооценки физического развития, функционального состояния
и двигательной подготовленности. Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для
обучающихся всех направлений подготовки бакалавриата очной и заочной формы обучения,
изучающих дисциплину «Физическая культура и спорт», а также может быть рекомендована
в качестве практикума по физической культуре и спорту в вузе и образовательных
учреждениях.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся и преподавателей
при изучении дисциплины
Рабочая тетрадь призвана реализовать идею самоконтроля процесса и результатов
физического совершенствования. На учебных занятиях по физической культуре и спорту
будут проводиться необходимые измерения, которые помогут обучающимся самостоятельно
оценить свою физическую подготовленность и здоровье, проследить динамику физического
состояния, сравнить свои показатели с результатами других обучающихся. Такой анализ даст
обучающемуся возможность активно включиться в процесс самопознания и управления своим
физическим состоянием и здоровьем.
Полученные знания, умения и навыки позволят обучающимся корректировать процесс
занятий физическими упражнениями в университете и в дальнейшем грамотно построить
процесс физического самовоспитания.
Формы и методы контроля, особенности учета знаний, умений, оценки компетенций
В
процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» предлагаются следующие
способы контроля знаний и умений: решение практических заданий, где критериями
оценивания являются степень полноты и детальности рассмотрения заданий, реализация
умений обучающихся рассуждать, анализировать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои
взгляды при оценке своей физической подготовленности.
Методические рекомендации по работе с тетрадью
1. Перед началом самостоятельной работы обучающимся следует, внимательно прочитать
и изучить тему и цель работы.
2. Ознакомиться с основными понятиями и ходом выполнения работы.
3. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю.
4. Выполнить практические задания.
5. После выполнения практических заданий, внести в таблицы собственные результаты,
характеризующие физическое развитие, функциональное состояние и двигательную
подготовленность, дать оценку основным показателям, сравнивания с должными значениями.
6. Сдать заполненную тетрадь преподавателю.
5
Стр.5