Серия
Исторические источники
Стр.1
Святитель
Хроматий Аквилейский
Проповеди
Вступительная статья и перевод
Сергея Кима
Университет Дмитрия Пожарского
Москва 2014
Стр.3
Подготовлено к печати и издано по решению
Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского
Святитель Хроматий Аквилейский. Проповеди. /Вступительная
статья и перевод Кима С.C. М.: Русский фонд содействия образованию
и науке, 2014. – 308 c. – (Серия «Исторические источники»).
ISBN 978-5-91244-114-1
В настоящей книге представлен перевод с латинского языка новооткрытых
Проповедей Хроматия, епископа североитальянского города Аквилеи (нач. V
века). Текстам предшествует небольшой очерк, в котором освещаются события
и фигуры христианской общины Аквилеи, история открытия Проповедей
в 60-х годах XX в., а также богословское и литургическое значение творений
святителя Хроматия. В Приложении публикуется перевод «Катехизиса»
IX в., в котором осмысляются североитальянские огласительные обряды,
засвидетельствованные также в Проповедях святителя Хроматия. Книга
снабжена библиографией и указателями. Русский перевод издается параллельно
с латинским оригиналом. Книга будет интересна специалистам по патрологии,
истории Церкви и христианского богослужения, а также всем любителям
святоотеческой словесности.
ISBN 978-5-91244-114-1
© Ким С.C., перевод, вступительная статья, 2014
© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014
Стр.4
Оглавление
Вместо предисловия ........................................................... 5
Введение ......................................................................... 6
1. Церковь Аквилеи ............................................................ 6
2. Предшественники и современники святителя Хроматия ............... 13
Епископ Аквилейский Фортунациан ........................................ 13
Влияние святителя Афанасия Великого ...................................... 15
Валериан, Амвросий Медиоланский и Аквилейский собор 381 г. ............. 16
Пресвитер Руфин ........................................................... 18
Блаженный Иероним Стридонский ......................................... 20
Святитель Иоанн Златоуст .................................................. 22
3. Святитель Хроматий Аквилейский и его сочинения .................... 23
Биографические сведения ................................................... 23
Сочинения Хроматия Аквилейского ........................................ 24
Влияние текстов Хроматия на последующую традицию ....................... 28
4. Богословские и литургические особенности Проповедей
святителя Хроматия ......................................................... 29
Экзегетический метод ....................................................... 29
Литургический год .......................................................... 31
Оглашение и крещение ...................................................... 35
Список сокращений .......................................................... 39
Слово 1. На Деяния апостольские, о том месте, где апостолы
исцелили хромого .............................................................. 43
Слово 2. На чтение из Деяний апостольских, где повествуется
о Симоне Волхве ............................................................... 49
Слово 3. О Корнилии сотнике и о Симоне Петре .................................. 57
Слово 4. О торговцах, изгнанных из Храма ........................................ 67
Слово 5. На слово Господне: «Блаженны нищие духом» ........................... 71
Слово 6. На Евангелие от Матфея, там, где говорится:
«Светильник для тела есть око» и так далее ..................................... 75
Слово 7. О дне мученичества святых Феликса и Фортуната ......................... 81
Слово 8. На Вознесение Господне ................................................. 81
Слово 9. На тринадцатый псалом о безумных и невежественных ................... 87
Слово 10. На Евангелие от Матфея, на то место, где говорится о царе,
устроившем брачный пир для своего сына ....................................... 95
Слово 11. О той, которая помазала ноги Господа .................................101
Слово 12. На послание к Римлянам ..............................................109
Слово 13. На Евангелие от Матфея, на то место, где говорится:
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков» .............................117
3
Стр.5
Хроматий Аквилейский
Слово 14. Об исцелении расслабленного и о крещении ...........................119
Слово 15. Об умовении ног ......................................................125
Слово 16. В Великую ночь .......................................................133
Слово 17. В Великую ночь .......................................................139
Слово 17а. О Пасхе .............................................................143
Слово 18. О Никодиме и о крещении ............................................145
Слово 18а (фрагмент). О крещении и о Святом Духе ...........................151
Слово 19. О страстях Господних, где сказано: «Тогда воины правителя,
взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его,
надели на Него багряную хламиду» ............................................153
Слово 20 (фрагмент). О страстях ..............................................163
Слово 21. О святом Иоанне, евангелисте и апостоле ..............................165
Слово 22. О святом Иоанне евангелисте .........................................171
Слово 23. О Каине и Авеле ......................................................175
Слово 24. О святом патриархе Иосифе ...........................................179
Слово 25. О святом Илии .......................................................185
Слово 26. На освящение церкви в Конкордии ....................................195
Слово 27. О воскрешенном Лазаре ..............................................201
Слово 28. На слова апостола: «Не знаете ли, что бегущие
на ристалище…» ..............................................................209
Слово 29 (фрагмент). О святом Петре, о том, как он был
выведен из темницы ...........................................................213
Слово 30. О начатках рождающейся Церкви .....................................215
Слово 31. Об апостолах, исцелявших больных ....................................219
Слово 32. На Рождество Господа .................................................227
Слово 33. О слове «аллилуия» ..................................................235
Слово 34 (фрагмент). О Крещении Господнем .................................245
Слово 35 (фрагмент). О Сусанне ..............................................247
Слово 36 (фрагмент) ..........................................................251
Слово 37 (фрагмент). Об укрощении бури .....................................251
Слово 38 (фрагмент). О словах: «Сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные» 255
Слово 39 (фрагменты). О блаженствах ........................................257
Слово 40. Введение в молитву Господню .........................................259
Слово 41. Хроматия, епископа Римского, на пятую главу
Евангелия от Матфея, или Слово о восьми блаженствах .........................263
Слово 42 (фрагмент, возможно, неподлинный).
О страдании святого Петра .......................................................275
Слово 43 (фрагмент). О победе Креста Господня ...............................277
Приложение. Крещальный катехизис IX-го века .......................281
Указатели ......................................................................294
Библиография .................................................................299
4
Стр.6
Хроматий Аквилейский
e note a cura di G. Cuscito. Roma: Città nuova
editrice, 1979. (Collana di testi patristici.
Vol. 20).
Cromazio di Aquileia. Commento al Vangelo
di Matteo. Vol. 1: trattati 1–37. / Traduzione
introduzione e note a cura di G. Trettel.
Roma: Città nuova editrice, 1984. (Collana
di testi patristici. Vol. 46).
Cromazio di Aquileia. Commento al
Vangelo di Matteo. Vol. 1: trattati 38–59.
/ Traduzione introduzione e note a cura di
G. Trettel. Roma: Città nuova editrice, 1984.
(Collana di testi patristici. Vol. 47).
Cuscito G., Lemarié J., Trettel G. (a cura
di). Cromazio vescovo di Aquileia. Sermoni.
Roma: Città Nuova, 2004. (Scrittori della
Chiesa di Aquileia. Vol. IV/1).
Opere complete di san Cromazio di
Aquileia. Commento a Matteo. // A cura
di G. Banterle. Roma: Città nuova edi-itrice,
1990. (Scrittori dell’area santambrosiana.
Complementi dell’Opera Omnia di
sant’Ambrogio. Vol. 3/2).
Opere complete di san Cromazio di Aquileia.
I Sermoni. // A cura di G. Banterle. Roma:
Città nuova editrice, 1989. (Scrittori dell’area
santambrosiana. Complementi dell’Opera
Omnia di sant’Ambrogio. Vol. 3/1).
На испанский язык
Granados J., Nieva J. (eds.). Cromacio de
Aquileya. Comentario al Evangelio de Mateo.
Madrid: Ciudad Nueva, 2002.
Исследования
Хроматий Аквилейский
Beatrice P., Peršič A. (eds.). Chromatius of
Aquileia and His Age // Proceedings of the
International Conference held in Aquileia,
22–24 May 2008. Turnhout: Brepols, 2011.
Beatrice P. Due nuovi testimoni della lavanda
dei piedi in età patristica: Cromazio di
300
Aquileia e Severiano di Gabala. // Augustinianum.
Vol. 20. 1980. P. 23–54.
Biasutti G. Aquileia e l
ileia e la Chiesa di Aleslessandria.
// Aquileia e l’Oriente mediterraneo.
Udine, 1977. (Antichità Alto-Adriatiche.
Vol. XII). P. 215–229.
Chromatius Episcopus 388–1988. Udine,
1989. (Antichità Alto-Adriatiche. Vol. XXXIV).
Cian
V. La catechesi aquileiese nel IV secolo.
Trieste, 1993.
Idem. L’anno liturgico nelle opere di
S. Cromazio di Aquileia. Trieste, 1996. (Centro
Studi storico-religiosi Friuli-VeneziaGiulia.
Vol. 28).
Idem. San Cromazio e la catechesi aquileiese
nel IV secolo. Roma: Città Nuova,
1988.
Corgnali D. Il mistero pasquale in Cromazio
di Aquileia. / Dissertatio ad lauream
in Facultate S. Theologiae apud Pontificiam
Universitatem S. Thomae de Urbe. Udine,
1979.
Cracco Ruggini L. Il vescovo Cromazio
e gli ebrei di Aquileia. // Aquileia e l’Oriente
mediterraneo. Udine, 1977. (Antichità AltoAdriatiche.
Vol. XII). P. 353–381.
Cuscito G. Cromazio di Aquileia (388–
408) e l’età sua. Bilancio bibliografico-critico
dopo l’edizione dei Sermones e dei Tractatus
in Matthaeum. [s. l.]: Associazione Nazionale
per Aquileia, 1980.
De Nicola A. La presenza della Bibbia nei
Sermoni di Cromazio. // Aquileia nostra.
Vol. 45–46. 1974–1975. P. 702–715.
Idem. Osservazioni sui problemi dei
Sermoni di S. Cromazio di Aquileia. //
Atti e memorie della Società Istriana di
Archeologia e Storia Patria. Vol. 78. 1978.
P. 191–205.
Doignon J. Chromatiana, а propos de
l’édition de l’œuvre de Chromace d’Aquilée.
Стр.310
Библиография
// Revue des sciences philosophiques et théologiques.
Vol. 24. 1979. P. 241–250.
Duval Y.-M. Les relations doctrinales
entre Milan et Aquilée durant la seconde
moitié du IVe siècle. Chromace d’Aquilée et
Ambroise de Milan. Udine, 1973. (Antichità
Alto-Adriatiche. Vol. IV). P. 171–235.
Jürgens H. Pompa diaboli. Die lateinischen
Kirchenväter und das antike Theater.
Stuttgart, 1972. (Tubinger Beiträge zur Altertumswissenschaſt.
Bd. 46).
Lemarié J. Chromatiana. Status quaestionis.
// Rivista di storia e letteratura religiosa.
Vol. 17. 1981. P. 64–76.
Idem. Indagini su Santo Cromazio di
Aquileia. // Aquileia nostra. Vol. 40. 1967.
P. 151–175.
Idem. Le commentaire de Saint Chromace
d’Aquilée sur la Trasfiguration. // Rivista di
storia e letteratura religiosa. Vol. 16. 1980.
P. 213–222.
Idem. Le témoignage du martyre
d’après les Sermons de Chromace d’Aquilée.
// Rivista di storia e letteratura religiosa.
Vol. 5. 1969. P. 3–12.
Idem. L’iconografia di S. Cromazio di
Aquileia. // Aquileia nostra. Vol. 40. 1969.
P. 81–116.
Idem. Saint Chromace d’Aquilée témoin
du Canon de Muratori. // Revue
d’Études Augustiniennes. Vol.
24. 1978.
P. 101–102.
Idem. Un nouveau témoin important des
Tractatus in Mathaeum de Saint Chromace
d’Aquilée: l’Homéliaire de S. Silvestro de
Fabriano. // Revue d’Études Augustiniennes.
Vol. 23. 1977. P. 124–154.
Olphe-Galliard M.
Chromatius.
//
DSAM 2/1. Col. 878–879.
Padovese L. Etica sessuale e vita cristiana
nella predicazione di Cromazio d’Aquileia. //
Laurentianum. Vol. 21. 1980. P. 177–205.
Idem. Lo Spirito Santo nella predicazione
di Cromazio d’Aquileia. // Laurentianum.
Vol. 21. 1980. P. 321–346.
Palazzi M.L. Aspetti liturgici delle omelie
di Cromazio di Aquileia. // Ephemerides Liturgicae.
Vol. 90. 1976. P. 29–42.
Penco G. Cromazio d’Aquileia e la “regula
magistri”. // Revue Bénédictine. Vol. 81.
1971. P. 309–310.
Piussi, S. (ed.). Cromazio di Aquileia
388–408. Al crocevia di genti e religioni.
Milano: Silvana Editoriale, 2008.
Placida F. Aspetti catechistico-liturgici
dell’opera di Cromazio di Aquileia. Soveria
Mannelli, 2005.
Puniet P. de. Les trois homélies catéchétiques
du sacramentaire gélasien. // Revue
d’histoire ecclésiastique. Vol. 6. 1905.
P. 304–315.
Rapisarda G. Cromazio di Aquileia, operatore
di pace. Catania: C.U.E.C.M., 2006.
Studer B. Cromacio de Aquileya. // Di
Berardino A. (ed.) Patrología. III. La edad del
oro de la literatura patrística. Madrid, 1981.
P. 697–699.
Tavano S. Il Natale in Cromazio di Aquileia.
// Aquileia chiama. № 25. 1978. P. 2–4.
Idem. In margine all’omelia XV di Cromazio
di Aquileia. // Studi Goriziani. Vol. 36.
1965. P. 133–143.
Idem. Sulle nuove omelie di Cromazio di
Aquileia. // Memorie storiche Forogiuliesi.
Vol. 46. 1965. P. 133–143.
Thelamon F. Les vaines illusions des
juifs incrédules selon Chromace et Rufin
d’Aquilée. // Poinsotte J.-M. (ed.). Les chrétiens
face а leurs adversaires dans l’occident
latin au IVe siècle. Rouen: Université de
Rouen, 2001. P. 97–114.
Trettel G. “Celebrare” i misteri in Cromazio
d’Aquileia // Rivista Liturgica. Vol. 94.
1980. P. 27–68; 145–175.
301
Стр.311
Хроматий Аквилейский
Idem. Cristologia cromaziana (appunti).
// Ricerche religiose del Friuli e dell’lstria.
Vol. 1. 1981. P. 3–86.
Idem. Cromazio di Aquileia. // Sodi M.,
Triacca A. (a cura di). Dizionario di omiletica.
Torino: Editrice Elle Di Ci, 1998. P. 342–346.
Idem. Figura e veritas nell’opera oratoria
di S. Cromazio, vescovo di Aquileia. // La
Scuola cattolica. Vol. 102. 1974. P. 3–23.
Idem. I due interventi di Cromazio al
Concilio di Aquileia del 381. // Studi Forogiuliesi
in onore di C.G. Mor. Udine, 1984.
P. 93–108.
Idem. Il pane e il vino segni sacramentali
del corpo e del sangue del Signore secondo
Cromazio d’Aquileia. // Atti della Settimana
di studi su “Sangue e antropologia nella
liturgia”, Roma 21–26 novembre 1983. №3.
Roma, 1983. P. 1313–1330.
Idem. La dottrina dello Spirito Santo nella
storia della Chiesa Aquileiese dalle origini. //
Memorie storiche Forogiuliesi. Vol. 61. 1981.
P. 23–49.
Idem. La Parola di Dio nei Sermoni di
Cromazio di Aquileia. // Memorie storiche
Forogiuliesi. Vol. 53. 1973. P. 11–29.
Trettel G. L’Opera omnia di Cromazio
di Aquileia. // La Scuola cattolica. Vol. 107.
1979. P. 148–154.
Idem. Mysterium e Sacramentum in S. Cromazio.
Trieste, 1979. (Centro Studi storicocristiani
del Friuli-Venezia-Giulia. Vol. 5.)
Idem. Terminologia esegetica nei Sermoni
di S. Cromazio di Aquileia. // Revue
d’Études Augustiniennes. Vol.
20.
1974.
P. 55–81.
Idem. Tipologia figurale in San Cro mazio
Vescovo di Aquileia. // Memorie storiche
Forogiuliesi. Vol. 59. 1979. P. 25–79.
Idem. Una nuova edizione dei Sermoni di
Cromazio di Aquileia. // La scuola cattolica.
Vol. 99. 1971. P. 243–246.
302
Truzzi C. Zeno Gaudenzio Cromazio.
Testi e contenuti della predicazione cristiana
per le chiese di Verona, Brescia e Aquileia
(360–410 ca.). Venegono Inferiore, 1985.
Аквилея (ар
гика)
(археология,
ия, агиология,
ия, литурСм.
публикации в сериях:
Antichità Alto-Adriatiche. Trieste, Udine,
1972 (на настоящий день 68 томов);
Antichità Alto-Adriatiche. Monografie.
Trieste, 2004 (5 томов);
и в журналах:
Studi Goriziani. Gorizia, 1923 (Vol.
1–104);
Memorie storiche Forogiuliesi (до 1911 г.
Memorie Storiche Cividalesi). Udine, Cividale,
1905 (Vol. 1–89);
Aquileia nostra. Aquileia (Udine): Museo
archeologico, 1930 (Vol. 1–81).
Aubert R. Hermagoras. // DHGE 24.
Col. 13–14.
Brusin G. Una nuova interpretazione dei
mosaici teodoriani della basilica di Aquileia.
// Memorie Storiche Forogiulesi. Vol. 47.
1966. P. 51–69.
Brusin G., Zovatto P.-L. Monumenti paleocristiani
di Aquileia e Grado. Udine, 1957.
Cuscito G. Aquileia e Bisanzio nella
controversia dei Tre Capitoli. // Aquileia
e l’Oriente mediterraneo. Udine, 1977. (Antichità
Alto-Adriatiche. Vol. XII.) P. 231–
262.
Idem. L’immaginario cristiano del IV
secolo nei musaici teodoriani di Aquileia. //
Aquileia dalle origini alla costituzione del
ducato longobardo. L’arte ad Aquileia dal sec.
IV al IX. / A cura di G. Cuscito. Trieste, 2006.
(Antichità Alto-Adriatiche. Vol. LXII.)
P. 83–138.
Стр.312
Библиография
De Bruyne D. Les notes liturgiques du
codex Foroiuliensis. // Revue Bénédictine.
Vol. 30. 1913. P. 208–218.
Egger R. Der Martyr Hermagoras, eine
kritische Untersuchung. Klagenfurt, 1948
Idem. Ein altchristliches Kampfsymbol.
// Fünfzwanzig Jahre Römisch-Germanische
Komission. Berlin; Leipzig, 1930. S. 97–106
(= Egger R. Römische Antike und frühes
Christentum: Ausgewälte Schriſten. Bd. 1.
Klagenfurt, 1967. S. 144–158).
Lemarié J. La liturgie de Ravenne au
temps de Pierre Chrysologue et l’ancienne
liturgie d’Aquilée. // Aquileia e Ravenna.
Udine, 1978. (Antichità Alto-Adriatiche.
Vol. XIII.) P. 355–374.
Menis G.C. I mosaici paleocristiani di Aquileia.
// Aquileia e Grado. Udine, 1972. (Antichità
Alto-Adriatiche. Vol. I). P. 167–188.
Mirabella Roberti M. Ritrovamenti archeologici
a San Canziano d’Isonzo. // Studi
Goriziani. Vol. 39. 1966. P. 43–72.
Morin G. L’année liturgique а Aquilée antérieurement
а l’époque carolingienne d’après
le codex evangeliorum Rehdigeranus. // Revue
Bénédictine. Vol. 19. 1902. P. 1–12.
Nocent A., OSB. Christian Initiation During
the First Four Centuries. // Handbook
for liturgical studies. Vol. IV. Sacraments and
Sacramentals. / Ed. A. J. Chupungco, OSB.
Collegeville, 2000. P. 5–48.
Quarino L. Il Battesimo nel rito aquileiese.
Thesis ad lauream in S. Theologia. Pontificia
Università Lateranense. Roma, 1967.
Tavano S. Aquileia cristiana e patriarcale.
// Aquileia e Grado. Udine, 1972. (Antichità
Alto-Adriatiche. Vol. I). P. 106–108.
Idem. Storicità dei martiri aquileiesi
alla luce di recenti scoperte archeologiche.
Gorizia, 1962.
Idem. Testimonianze epigrafiche del
culto dei martiri Proto e Crisogono a San
Canziano. // Studi Goriziani. Vol. 28. 1960.
P. 3–16.
Vogel C. La signation dans l’Eglise des
premiers siècles. // La Maison-Dieu. Vol. 75.
1963. P. 37–51.
Vogels H. J. Codex Rehdigeranus. // Collectanea
biblica latina. Vol. II. Roma, 1913.
Voicu S. Textes peu connus concernant
l’onction prébaptismale.// Irénikon. Vol. 64.
1991. P. 470–473.
Стр.313
Научное издание
Печатается по решению Ученого совета
Университета Дмитрия Пожарского
Святитель
Хроматий Аквилейский
Проповеди
Вступительная статья и перевод
Сергея Кима
Серия
«Исторические источники»
Редактор: А.В. Усачева
Компьютерная верстка: И.Р. Яворский
Дизайн обложки: Е.А. Горева
Русский Фонд Содействия Образованию и Науке.
119435, Москва, Малая Пироговская, 13.
www.s-and-e.ru
Подписано в печать 10.10.13. Бумага офсетная.
Формат 70×100 1/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная.
Тираж 1000 экз.. Первый завод 500 экз. Заказ № .....
Типография «Наука»
121099, Москва, Шубинский пер., д. 6
Стр.314
ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПРИ
УНИВЕРСИТЕТЕ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО
Университет Дмитрия Пожарского представляет цикл авторских научных
курсов по различным гуманитарным дисциплинам.
Преподаватели курсов – ведущие специалисты по истории, языкознанию,
искусствоведению и культурологии.
Каждый курс рассчитан на семестр, часть курсов рассчитана на продолжение обучения далее.
Занятия проходят в вечернее время по будням.
Контакты: + 7 (499) 245 28 84 / + 7 964 552 66 73 / + 7 926 780 76 26
courses@s-and-e.ru / www.s-and-e.ru – открытые курсы
Информацию о курсах, которые будут читаться в 2014/2015 году,
Вы можете найти на сайте: www.s-and-e.ru
Курсы, прочитанные в 2013/2014 учебном году:
ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЯЗЫКИ
Древнегреческий язык: Алексей Владиславович Белоусов, кандидат филологических наук
Латинский язык: Григорий Сергеевич Беликов
Библейский иврит: Андрей Эдуардович Графов
Классический китайский язык вэньянь: Константин Евгеньевич Барабошкин
Курс лекций по китайской литературе: Константин Евгеньевич Барабошкин
Введение в китайский язык: Лиза Хаджимурадовна Инаркаева
Древнеанглийский язык и палеография: Зоя Юрьевна Метлицкая, кандидат исторических наук
Язык и письменность Древней Руси: Тимофей Валентинович Гимон, кандидат исторических наук
ЕГИПТОЛОГИЯ (двухлетняя программа):
Древнеегипетский язык. Грамматика: Михаил Андреевич Чегодаев, кандидат искусствоведения
Древнеегипетский язык. Чтение текстов: Михаил Андреевич Чегодаев, кандидат искусствоведения,
Ника Владимировна Лаврентьева, кандидат искусствоведения
Введение в египтологию: Михаил Андреевич Чегодаев, кандидат искусствоведения
История Древнего Египта (2 семестр): Иван Андреевич Ладынин, кандидат исторических наук
Религия Древнего Египта: (3 семестр, 2014–2015 уч. г): Михаил Андреевич Чегодаев, кандидат
искусствоведения, Ника Владимировна Лаврентьева, кандидат искусствоведения:
Искусство Древнего Египта: Ника Владимировна Лаврентьева, кандидат искусствоведения
(4 семестр, 2014–2015 уч. г.)
АНТИЧНОСТЬ
Введение в античную археологию: Денис Валерьевич Журавлев, кандидат исторических наук
(С 9 сентября в 19:00, 1–2 семестр)
История риторики и ораторского искусства: Игорь Евгеньевич Суриков, доктор исторических
наук (С 11 сентября в 18:00, 1 семестр)
Введение в античную нумизматику: Евгений Вячеславович Захаров (1–2 семестр)
Семья, брак и политика в древнем мире: Александр Аркадьевич Немировский, , Иван Андреевич
Ладынин, Игорь Евгеньевич Суриков, Олег Леонидович Габелко, , Александр Леонидович
Смышляев
История и культура древней Македонии: Юрий Николаевич Кузьмин (ноябрь)
Римская республика в лицах: от Гракхов до Суллы: Антон Викторович Короленков, кандидат
исторических наук (С 26 сентября в 19:00, 1–2 семестр)
Стр.315
Неоплатоники: Светлана Викторовна Месяц, кандидат философских наук (С 11 сентября в 19:00,
1–2 семестр)
Интеллектуальная история классической древности в эпизодах. «Кухня филологии»: Елена
Георгиевна Рабинович, доктор исторических наук (октябрь)
РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО
Литература древней христианской церкви: Анна Вячеславовна Усачева, кандидат филологических
наук (С 20 сентября в 19:00, 1–2 семестр)
Возникновение и развитие христианского храма: Андрей Юрьевич Виноградов, кандидат
исторических наук: (2 семестр)
Суламифь, Соломония, Мария: концепты Любви и Церкви в ветхозаветном и новозаветном
богословии: Анна Ильинична Шмаина-Великанова, доктор культурологии (1 семестр)
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Эпоха викингов: история и культура: Елена Александровна Мельникова, доктор исторических
наук
История средневековой Англии (от нормандского завоевания до Реформации): Зоя Юрьевна
Метлицкая, кандидат исторических наук (С 13 сентября в 19:00, 1 семестр)
Люди Московской Руси: Александр Григорьевич Авдеев, кандидат исторических наук
Культура средневековой Руси (XIV–XVI вв.): Глеб Генрихович Донской, кандидат исторических
наук (С 27 сентября в 19:00, 1–2 семестр)
ХХ и ХХI ВЕК
Европа между двумя мировыми войнами (1918–1939): Алексей Сергеевич Степанов, доктор
исторических наук (С 19 сентября в 19:00, 1–2 семестр)
Основные международные проблемы и кризисы современности: Николай Николаевич
Платошкин, доктор исторических наук: (С 17 сентября в 19:00, 1–2 семестр)
Катастрофа европейского еврейства (Холокост). история и попытки осмысления: Анна
Ильинична Шмаина-Великанова, доктор культурологии (2 семестр)
МАТЕМАТИКА и Экономика
Математика для гуманитариев: Алексей Владимирович Савватеев, кандидат экономических наук
(5 лекций, 20,23,27,30 сентября; 4 октября (понедельники и пятницы)
Математическая теория социальных взаимодействий: Даниил Владимирович Мусатов, кандидат
физико-математических наук: (С 19(?) сентября в 19:00)
Элементы современной экономической теории II. Коллективные эффекты Андрей Владимирович
Леонидов, доктор физико-математических наук
ГЕОГРАФИЯ
Введение в географию: Владимир Леопольдович Каганский, кандидат географических наук
(С октября в 19:00, 1–2 семестр)
Информацию о книгах, издаваемых нашим издательством, Вы можете найти на сайте:
www.s-and-e.ru
По поводу приобретения книг, можно обратиться в офис издательства.
Адрес: Комсомольский проспект, дом 23, корпус 2
Телефон: +7-499-242-37-24, 7 (499) 245 2884, + 7 (499) 245 21 51,
Стр.316