УДК 621.78 © В.А. Барвинок, М.А. Вишняков ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ДЕТАЛЕЙ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ УПРОЧНЕНИЯ В статье представлены теоретические результаты определения напряженно-деформированного состояния в пазах диска турбины ГТД в результате термопластического деформационного упрочнения. <...> Для газотурбинных двигателей, применяемых в газоперекачивающих агрегатах (ГПА), все более актуальной становится проблема повышения эксплуатационной надежности и ресурса деталей, работающих продолжительное время в условиях циклических нагрузок и повышенных температур. <...> В результате их применения в поверхностном слое детали создаются благоприятные остаточные напряжения сжатия при высокой степени деформационного упрочнения (до 40–60%). <...> Известно, что последнее приводит к интенсификации релаксационных и диффузионных процессов применительно к деталям типа дисков турбины, работающих при повышенных температурах. <...> Наиболее оптимальными для них являются методы упрочнения, которые обеспечивают в поверхностном слое детали благоприятное напряженное состояние в виде сжимающих остаточных напряжений при минимальной степени упрочнения. <...> Одним из таких методов является термопластическое упрочнение (ТПУ). <...> Процесс ТПУ состоит из двух этапов: нагрева детали до температуры, превышающей температуру начала термопластических деформаций для данного материала, и последующего ее высокоскоростного охлаждения. <...> В последующих исследованиях в качестве примера рассматривался вариант, предусматривающий после нагрева детали ее спрейерное охлаждение водой. <...> При теоретическом анализе процесса термопластического упрочнения необходимо решить две основные задачи, связанные с нестационарной теплопроводностью и неизотермическим упругопластическим деформированием тела. <...> Процесс нестационарной теплопроводности моделируется соответствующим дифференциальным уравнением теплопроводности <...>