М.Д.Кузьмина ТЕАТРАЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ КАК ФОРМА ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА: ОБРАЗ ОТЦА А.И. <...> ГЕРЦЕНА В «БЫЛОМ И ДУМАХ» В статье рассматривается образ отца А.И.Герцена в «Былом и думах», представленный через лейтмотив театральности поведения. <...> Заставляя домочадцев и гостей участвовать в регулярных комедийных «постановках», И.А.Яковлев претендует на роль режиссера «спектакля» и автора «пьесы»; себе самому отводит трагическую роль в театре одного актера. <...> Обе театральные стратегии его поведения – комедиографическая и трагедийная – становятся своеобразной формой жизнетворчества, по Герцену, призванной компенсировать отсутствие общественно-исторической самореализации и духовного содержания жизни. <...> Пассек1 жат более подробную информацию об отношениях матери с Гер ценом в его детские годы. <...> №5 о нежной отцовской заботе, окружавшей Герцена в его ранние годы и описанной Т. П. Пассек, в «Былом и думах» едва упоминается. <...> События преимущественно эмпирического плана, эмоционально впечатлившие, были прерогативой женских воспоминаний2 , тогда как Герцен в «Былом и думах», давая новую жизнь фактам прошлого, ориентирован, как известно, на историческое исследование. <...> Источником, жизненным материалом ему послужил отец» [Гинзбург, 1962, I: 601], в значительной степени подвергшийся «аналитическому методу изображения» и то и дело обнаруживающий «“вытянутый перст” авторской мысли» [Гинзбург, 1957: 212, 219]. <...> На всех трех уровнях изображения И. А. Яковлева – личном, семейном и общественном – Герцен обнаруживает к отцу сложное отношение притяжения-отталкивания. <...> «Женщинам реже, чем мужчинам, – замечает исследователь, – свойственно стремление обобщать свой жизненный опыт, экстраполируя его на опыт “всех”…» <...> Таким образом, изображение отца, как и всех других героев «Былого и дум», хотя и тяготеет к объективному, не лишено значительной доли субъективизма. <...> Любопытно, что тему театра в связи с отцом Герцен поднимал и ранее <...>