4 Т Е Х Н О Л О Г И И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА №4, 2012 аналиЗ качества проиЗвоДства ЭлеМентов оБДелки тоннелей Метрополитена А.З. <...> ЕФИМЕНКО, доктор техн. наук, профессор, А.Е. РУЗАНОВ, инженер, МГСУ В статье отмечается, что коренное улучшение технологий производства блоков обделки тоннеля метрополитена, может быть осуществлено путем внедрения новых, более современных технологических процессов, высокопроизводительного и автоматизированного оборудования (роботов, манипуляторов и др.), современных систем контроля и управления качеством готовых изделий. <...> Расчет блоков обделки тоннеля метрополитена производится на действие горного давления, внешнего гидростатического давления, внутреннего напора, на сейсмическое воздействие (землетрясение), динамическое воздействие взрывов. <...> Традиционным является расчет обделки на заданные нагрузки с учетом упругого отпора пород. <...> Развиваются новые прогрессивные методы расчета, основанные на анализе контактного взаимодействия обделки с деформируемым массивом. <...> Обделка и массив рассматриваются как взаимодействующие элементы единой деформируемой системы. <...> В отличие от традиционных методов расчета нагрузки на обделку, напряжения на контакте обделки с массивом не задаются в качестве исходных данных, а определяются в процессе расчета. <...> Новые методы расчета обделки составляют предмет механики подземных сооружений. <...> Методы механики подземных сооружений обладают высокой степенью согласованности с практикой и позволяют с единых позиций производить расчет обделки на все виды воздействий. <...> При этом максимально учитывается несущая способность самого массива и вскрываются резервы несущей способности обделки. <...> Основные требования к обделкам тоннелей метрополитена – сокращение сроков строительства, экономия материалов, снижение трудозатрат, водонепроницаемость, надежность и высокое качество. <...> Тюбинговая обделка прочна, долговечна <...>