УДК 621.78 В.А. Барвинок, М.А. Вишняков, С.А. Игнатьев РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ В ПОВЕРХНОСТНОМ СЛОЕ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕ ТЕРМОПЛАСТИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ В статье представлена математическая модель формирования упругопластических деформаций и остаточных напряжений в деталях ГТД после их термопластического упрочнения. <...> Приведены результаты расчета полных деформаций и остаточных напряжений в поверхностном слое детали. <...> Практика эксплуатации газотурбинных двигателей, применяемых как в авиации, так и в других отраслях машиностроения, показала, что их безотказность и долговечность в значительной степени зависят от работоспособности ответственных и высоконагруженных деталей. <...> Преимуществом метода термопластического упрочнения (ТПУ) является тот факт, что в результате его применения в поверхностном слое формируются сжимающие остаточные напряжения при минимальной степени деформационного упрочнения. <...> Последнее является особенно важным, так как, в отличие от методов ППД, это позволяет использовать метод ТПУ для упрочнения высоконагруженных деталей, работающих в условиях высоких температур. <...> Метод ТПУ реализуется в два этапа: вначале деталь прогревается на определенную глубину до соответствующей температуры, а затем ее поверхности подвергаются резкому охлаждению. <...> В результате неравномерного распределения температур по сечению детали в условиях минимальной пластической деформации (0,5-1%) в ее поверхностном слое формируются сжимающие остаточные напряжения [1]. <...> Технология термопластического упрочнения характеризуется в основном двумя физическими процессами, протекающими одновременно: 1) конвективной и кондуктивной передачей тепла, при которой в охлаждаемом теле возникают большие температурные градиенты, 2) неизотермическим упругопластическим деформированием тела. <...> В качестве исходных данных для анализа неизотермического упругопластического <...>