Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2014

Средневековый епископ и античная литература: роль цитат в письмах Браулиона Сарагосского (100,00 руб.)

0   0
Первый авторМарей
Страниц16
ID423705
АннотацияБраулион, епископ Сарагосы в 631–651 гг., известен, главным образом, благодаря своей переписке, содержащей 44 послания, среди которых – письма, адресованные королям, римскому папе, епископам и аббатам Толедского королевства, а также знатным мирянам. Большое интеллектуальное влияние на Браулиона оказал знаменитый Исидор Севильский († 636), который был его добрым другом. Известно, что «Этимологии» Исидора были написаны по просьбе Браулиона; он же осуществил редакцию энциклопедии. «Этимологии» стали для Браулиона одним из главных источников знаний произведений античных (прежде всего, римских) авторов. Другим не менее важным источником для него были письма Иеронима Стридонского. Однако некоторые античные произведения епископ Сарагосы мог знать и из первоисточников. Кроме этого, в соответствии с культурой того времени, Браулион хорошо знал библейские тексты и произведения Отцов Церкви. Цитирование античных и христианских авторов в письмах Браулиона очень показательно. Так, он никогда не ссылается на языческих писателей и поэтов в письмах, адресованных мирянам, хотя в письмах, предназначенных клирикам, он цитирует их весьма охотно. Зато в письмах и к мирянам, и к клирикам он часто приводит фрагменты Священного Писания и аллюзии на него. Это может означать, что в эту эпоху епископы были единственной группой, способной распознать и понять античные аллюзии и сюжеты, тогда как образование мирян ограничивалось Священным Писанием. В целом, переписка Браулиона Сарагосского представляет собой интереснейший источник по истории культуры и интеллектуальной традиции Толедского королевства.
Марей, Е.С. Средневековый епископ и античная литература: роль цитат в письмах Браулиона Сарагосского / Е.С. Марей // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2014 .— №1 .— С. 96-111 .— URL: https://rucont.ru/efd/423705 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

96–111 Е.С. Марей СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЕПИСКОП И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА: РОЛЬ ЦИТАТ В ПИСЬМАХ БРАУЛИОНА САРАГОССКОГО1 В эпоху раннего Средневековья главную роль в интеллектуальной и духовной жизни начинают играть наиболее талантливые представители христианской Церкви; и именно благодаря их деятельности осуществлялась культурная преемственность Античности и Средневековья. <...> Характерно, что наибольший интерес к литературе, культуре и образованию выказывают именно клирики и монахи, постепенно вытесняя из этой сферы мирян. <...> Под их пером культура становится все более и более христианской3 Расцвет культуры в так называемых романо-варварских королевствах . связан с именами епископов и духовных лиц, среди которых такие фигуры, как Сидоний Аполинарий, Григорий Великий, Григорий Турский и, конечно же, знаменитый Исидор Севильский, значение которого для истории Европы трудно переоценить. <...> Перу Исидора принадлежат многочисленные трактаты, посвященные различной тематике, однако вершиной его творчества по праву считаются «Этимологии» в 20 книгах4 , представляющие собой первую в исто«“Дифференции” Исидора Севильского: перевод, комментарии, исследование»). <...> Марей СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЕПИСКОП И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 97 рии Европы энциклопедию. <...> В двадцати книгах «Этимологий», составленных на основе сочинений античных авторов, собраны основные знания о грамматике, риторике, математике, медицине, зоологии, ботанике, юриспруденции и т. д. <...> Таким образом, «Этимологии» являются одним из культурных «мостов», связывающих Античность со Средневековьем, а Исидор Севильский по праву считается одним из знатоков и любителей античной учености. <...> При жизни Исидора культурным центром королевства была Севилья: Исидор и его старший брат Леандр собрали там богатейшую библиотеку, организовали скрипторий и приходскую школу. <...> Однако после смерти Исидора положение дел изменилось. <...> Новым очагом культуры становится Сарагоса во многом благодаря фигуре <...>