96–111 Е.С. Марей СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЕПИСКОП И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА: РОЛЬ ЦИТАТ В ПИСЬМАХ БРАУЛИОНА САРАГОССКОГО1 В эпоху раннего Средневековья главную роль в интеллектуальной и духовной жизни начинают играть наиболее талантливые представители христианской Церкви; и именно благодаря их деятельности осуществлялась культурная преемственность Античности и Средневековья. <...> Характерно, что наибольший интерес к литературе, культуре и образованию выказывают именно клирики и монахи, постепенно вытесняя из этой сферы мирян. <...> Под их пером культура становится все более и более христианской3 Расцвет культуры в так называемых романо-варварских королевствах . связан с именами епископов и духовных лиц, среди которых такие фигуры, как Сидоний Аполинарий, Григорий Великий, Григорий Турский и, конечно же, знаменитый Исидор Севильский, значение которого для истории Европы трудно переоценить. <...> Перу Исидора принадлежат многочисленные трактаты, посвященные различной тематике, однако вершиной его творчества по праву считаются «Этимологии» в 20 книгах4 , представляющие собой первую в исто«“Дифференции” Исидора Севильского: перевод, комментарии, исследование»). <...> Марей СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЕПИСКОП И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 97 рии Европы энциклопедию. <...> В двадцати книгах «Этимологий», составленных на основе сочинений античных авторов, собраны основные знания о грамматике, риторике, математике, медицине, зоологии, ботанике, юриспруденции и т. д. <...> Таким образом, «Этимологии» являются одним из культурных «мостов», связывающих Античность со Средневековьем, а Исидор Севильский по праву считается одним из знатоков и любителей античной учености. <...> При жизни Исидора культурным центром королевства была Севилья: Исидор и его старший брат Леандр собрали там богатейшую библиотеку, организовали скрипторий и приходскую школу. <...> Однако после смерти Исидора положение дел изменилось. <...> Новым очагом культуры становится Сарагоса во многом благодаря фигуре <...>