21–57 И.А. Ладынин СВЕДЕНИЯ ДИКЕАРХА МЕССЕНСКОГО О ВЕЛИКОМ ЕГИПЕТСКОМ ЦАРЕ – УСТРОИТЕЛЕ И ЗАВОЕВАТЕЛЕ* Образ великого царя египетского прошлого, завоевавшего едва ли не весь мир и много изменившего в жизни собственной страны, привлекал древнегреческих авторов начиная с Геродота, в труде которого мы видим подробный рассказ о деяниях Сесостриса (Hdt. <...> С легкой руки Геродота эта форма имени стала нормативной для античной традиции об этом египетском царе на протяжении всего классического периода: «Сесострисом» его называют такие авторы, как Феопомп и Аристотель (см. подробно ниже). <...> В первую очередь на эту форму имени обратили внимание и современные исследователи, надежно установившие ее связь с древнеегипетским именем царей XII династии «Сенусерт» (S-n-wsrt)1 ; кроме того, те из них, кто считал возможным говорить о реальной исторической основе самого мотива великих завоеваний данного царя, увидели ее в деяниях исторического Сенусерта III2 . <...> Вместе с тем в I книге Диодора Сицилийского, т. е. в традиции, восходящей с наибольшей вероятностью к труду о Египте автора кон. <...> Гекатея Абдерского3 * Автор глубоко признателен коллегам, чьи ценные советы и конструктивная критика содействовали совершенствованию текста этой статьи и уяснению направлений работы над ее темой, – А.В. Белоусову, А.И. Иванчику, А.А. Немировскому, И.Е. Сурикову. <...> 17; Sethe 1900; Malaise 1966; Obsomer 1966; эту позицию разделяет и автор настоящей Вопрос о соотношении I книги «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, посвященной Египту, и трактата о Египте Гекатея Абдерского, созданного, повидимому, в 310-е гг. до н. э., – один из важнейших в изучении античной традиции , этот Аристей_9.indb 21 08.06.2014 17:19:20 22 АРИСТЕЙ IX (2014) царь именуется «Сесоосис» (как считают некоторые исследователи, это своего рода «уточнение» греческой передачи имени «Сенусерт» применительно к его актуальному звучанию кон. <...> 17, 17; 24; 34, 5), его имя звучит как «Сесонхосис» (что, судя по самой <...>