УРОКИ ИСТОРИИ Взлетно-посадочные системы авианосцев О ТОМ, ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ПАЛУБУ В ВПП Продолжение. <...> Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания и военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами. <...> В предлагаемой читателям журнала «Авиапанорама» серии статей по истории и развитию взлетно-посадочных систем авианосцев наглядно показывается трудный и тернистый путь научно-технического прогресса в этой области. <...> Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы – паровые катапульты и аэрофинишеры для первых советских полноценных авианосцев. <...> №3• 2016 97 УРОКИ ИСТОРИИ ФИНИШ НА ГРАНИ РИСКА Продолжение. <...> Начало в №2-2015 2 августа 1917 г. «Фьюриес» на открытой воде развил скорость 26 узлов, «поймав» встречный ветер со скоростью почти 11 м/с, что создавало над палубой суммарный воздушный поток около 87 км/ч, что было соизмеримо с посадочной скоростью «Сопвич Пап», на котором Э. <...> Приведённые данные об условиях посадки позволяли ему практически зависнуть над посадочной площадкой, лишённой каких-либо тормозных механизмов – их роль с успехом выполняли палубные матросы. <...> Попытки решать проблему посадки на корабль продолжились на том же «Фьюриесе»: в ноябре 1917 г. он был отправлен на вторую модернизацию путём размещения посадочной площадки на месте демонтированного кормового 18-дюймового «монстра» (рис. <...> Посадочная палуба имела внушительные размеры – 100,0 х 30,0 метров, а носовая, взлётная – впервые получила прототип самолётной катапульты. <...> Посадочная палуба, впервые после Юджина Эли – семь лет спустя, получила гравитационные аэрофинишёры (АФ), которые тормозили ЛА, поРис. <...> Отчаянная попытка второй посадки №3• 2016 98 УРОКИ ИСТОРИИ гашая их кинетическую энергию на поперечно натянутом тросе путём поднятия грузов (мешки с песком, а позднее – металлические <...>