Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
0   0
Первый авторЧистяков
Страниц4
ID414932
АннотацияВ статье рассматриваются случаи употребления винительного падежа без предлога после глагола или в ситуации, которую можно рассматривать как таковую на основе трансформации. Настоящее исследование отношений между семантической категорией переходности и средствами ее языкового выражения помогут иностранным студентам в изучении русского языка как иностранного.
УДК811.161.1’367.625
Чистяков, А.В. СТЕПЕНИ ПЕРЕХОДНОСТИ РУССКОГО ГЛАГОЛА / А.В. Чистяков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика .— 2015 .— №1 .— С. 49-52 .— URL: https://rucont.ru/efd/414932 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Миклухо-Маклая, 10-2а, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются случаи употребления винительного падежа без предлога после глагола или в ситуации, которую можно рассматривать как таковую на основе трансформации. <...> Настоящее исследование отношений между семантической категорией переходности и средствами ее языкового выражения помогут иностранным студентам в изучении русского языка как иностранного. <...> Рассмотрим по возможности все случаи употребления беспредложного винительного падежа при глаголе или же падежа, сводимого к винительному беспредложному. <...> Наиболее очевидной прямообъектностью винительного падежа являются случаи, когда описывается ситуация сознательного произвольного непосредственного воздействия субъекта на некоторый объект, или воздействия, хотя и несводимого к понятию воли, но отражающего очевидные физические взаимодействия (например, камень примял траву). <...> Это могут быть различные вида физического воздействия, деформации, создания, деструкции, навязывание новых свойств, лишение и т.д., например, рубить дрова, гнуть проволоку, строить дом, ломать игрушку, белить стены и т.д. <...> Глаголы, из семантики которых вытекают эти виды воздействия на объект, условно назовем глаголами с произвольной непосредственной переходностью. <...> Разновидностью произвольных непосредственных прямых объектов являются объекты, меры и степени, например выпил стакан воды, разметал моток проволоки и т.п. <...> Непонятным на первый взгляд представляется употребление винительного падежа при глаголах, действие которых явно не распространяется на названный объект, например, я рисую маму, он меня передразнивает и др. <...> Из анализа семантики таких глаголов следует, что они описывают ситуацию, в которой действие распространено на некоторой дубликат, заменитель названного существительного в форме винительного падежа, или на создание такого дубликата. <...> Следовательно, с точки зрения языковой логики считается безразличным <...>