УЧЕТ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРЕДОВАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В.Н. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются лингвистические и методические аспекты преподавания морфологии русского языка с учетом морфологических чередований в системе словоизменения. <...> Чередования рассматриваются с точки зрения грамматики говорящего, предлагается альтернационный минимум, имеющий практическую направленность. <...> Активное владение русским языком, его лексикой и грамматикой предполагает необходимый учет морфологических чередований. <...> Принимая во внимание тот факт, что русский язык — язык флективный, следует обратить особое внимание на различные морфологические процессы, сопровождающие словоизменительную парадигматику. <...> В целях эффективного преподавания русского языка необходимо прежде всего выделить корпус наиболее характерных словоизменительных чередований. <...> Это предполагает составление конечного списка таких чередований, что весьма существенно при написании учебников и учебных пособий, составлении учебных словарей, а также в практике обучения разговорной и письменной речи. <...> Изучение морфологических чередований в словоизменительной системе русслогов после твердых и мягких согласных (рав<#>ный — рав<α1 важ<α1 ского языка позволяет обнаружить, с одной стороны, такие типы чередований, которые охватывают многочисленные классы слов, а с другой — такие, которые наблюдаются лишь в отдельных словах или в небольших группах слов, поддающихся счету, и могут быть выделены для запоминания. <...> Примером продуктивного типа чередования является альтернационный ряд > — слабая фонема второго, третьего предударных и заударных >н; важ<#>ный — <# — α1>, где <α1 >н). <...> Чередование этого типа является обязательным при образовании кратких форм от полных прилагательных с основой на сочетание «согласный + <Н>». <...> Примером единичного, непродуктивного чередования может служить чередование <Э — А <...>