13 # 1 УДК 159.99 КОНЦЕПТ «ПСИХОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БАРЬЕР» В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Осипова Алла Анатольевна Голубова Вера Михайловна Москаленко Анна Евгеньевна Зеленов Андрей Андреевич В статье рассматривается проблема психологических аспектов творческой деятельности. <...> Психологи занимаются изучением внутренней сущности такого сложного феномена, каковым являются творчество и творческая деятельность. <...> На протяжении многих десятилетий психологи изучали творчество с различных позиций: как способ решения мыслительных задач, как поиск решения внутренних проблем, как процесс эффективного разрешения противоречий, как способ построения новой реальности. <...> В целом ряде исследований было показано, что на пути познания нового перед человеком встает целый ряд преград внешнего и внутреннего характера. <...> Преодоление этих преград дает возможность человеку выйти на новый уровень познания и развития. <...> Изучению этих преград, которые получили название психолого-познавательных барьеров (по Б. М. Кедрову), был посвящен целый ряд работ А. А. Антонова, И. Ф. Бургановой, В. В. Мухортова, А. Ф. Эсаулова и др. <...> В статье предпринимается попытка анализа роли и значения психологопознавательного барьера для общей теории творческой деятельности. <...> Психолого-познавательный барьер может возникать не только на самом высшем уровне развития человеческого интеллекта – в научной деятельности и при создании теорий и концепций – но и на относительно более низких уровнях мыслительной деятельности. <...> Эффективность преодоления психолого-познавательного барьера во многом определяется степенью его сложности, структурой, а также спецификой выбранной стратегии преодоления. <...> Ключевые слова: творчество, мышление, решение задач, психология творчества, психологический барьер, психолого-познавательный барьер, преграда, структура барьера, типология барьеров, преодоление барьера. <...> 51 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2016 ТОМ <...>