22 июля 2015 г. DOI 10.18522/0321-3056-2015-4-70-77 ТЕОРИЯ ВОТЧИННОГО ГОСУДАРСТВА В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ © 2015 г. Л.В. Мининкова Мининкова Людмила Владимировна – доктор исторических наук, профессор, Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, ул. <...> E-mail: rspu@sfedu.ru Теория вотчинного государства возникла в дореволюционной русской историографии. <...> Такое государство историки видели в Московской Руси, рассматривая его как вотчину царя. <...> В советской историографии эта теория не использовалась для объяснения характера Московского государства. <...> № 4 ствование как государства, так и вотчин, в том числе вотчин великих князей московских, признавалось в полной мере. <...> То же самое относилось к понятию вотчины. <...> Но оба этих понятия в полной мере вписывались в формационную и классовую метатеорию, которая утвердилась в советской исторической науке. <...> Сущность государства определялась характером классовых отношений, поэтому государство эпохи средневековья, в том числе и в эпоху Московской Руси, характеризовалось как феодальное. <...> Что же касается вотчины, то она рассматривалась как выражение самой сущности феодального способа производства, поскольку за сущностную черту способа производства принималась господствовавшая в определенную эпоху и в определенном обществе форма собственности на средства производства, а для условий феодальной общественноэкономической формации земля оценивалась как главное средство производства. <...> Вотчина же составляла юридическую форму осуществления феодальной собственности на землю, как правило, полной и неразделенной, хотя при определенных условиях степень такой полноты могла быть ограниченной. <...> При этом понятие вотчины относилось к социальноэкономической сфере, или к базисным отношениям. <...> Следовательно, на пути признания самой возможности существования в Московской Руси вотчинного государства стояла исключительная четкость в понимании <...>