«ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ» АНТРОПОЛОГИИ: ОТ ПОЗИТИВИСТСКИХ АМБИЦИЙ К ПРИЗНАНИЮ МУЛЬТИПАРАДИГМАЛЬНОСТИ А.Е. <...> Капишин Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/1, Москва, Россия, 117198 Статья предлагает краткий экскурс в историю антропологии как дисциплины, разбитой на несколько логически независимых друг от друга исследовательских традиций. <...> Эволюционистская этнология выступает в качестве хронологически первой такой традиции. <...> Автор рассматривает конкуренцию культурной и социальной антропологий, базирующихся на противоположных «метафизических предпосылках», отмечая, что, несмотря на разное позиционирование по отношению к социологии, культурная и социальная антропология оказали существенное влияние на социологическое знание. <...> В статье затрагивается тема формирования во второй половине двадцатого столетия структурной антропологии и этнометодологии, отказавшихся от ранее общепринятых в среде западных ученых позитивистских критериев научности. <...> Исторический экскурс завершается рассмотрением слияния культурной и социальной антропологии и анализом мультипарадигмального характера современной антропологии. <...> Ключевые слова: культурная антропология; эволюционная этнология; социальная антропология; структурная антропология; «примитивные» общества; культурные исследования; исследовательская традиция; мультипарадигмальность науки. <...> По мнению С.А. Токарева, «споры об объеме и предмете этнографической науки. принесли больше вреда, чем пользы, потому что. долгое время отвлекали внимание. от задач положительной исследовательской работы в сторону абстрактных рассуждений и игры в дефиниции» [20. <...> Именно из нее возникла культурология, социология без ее влияния была бы другой, постмодернистский «дискурс» также зарождался в одной из ее «исследовательских традиций». <...> Предметом обоих считались общества, не имеющие письменности, называвшиеся в традициях эволюционизма <...>