Литературная критика Николай Оцуп Персонализм как явление литературы Задача этой статьи •— определена ее заглавием. <...> 188 НИКОЛАИ ОЦУП Как всегда, и сегодня новое вызывает подозрение, вражду, «тиар. <...> «Хорошие чувства в плохой форме-—еще не искусство», инсинуируют надменные псевдомастера поэзии, поклонившиеся, как идолу, своему ремеслу. <...> В начале XIX века в Англии так называемые поэты озерной школы, Вордеворт, Саути и Кольридж, прославившиеся талантливьгми и жутки»! балладами (Саути у нас превосходно переводил Жуковский) провозгласили веко* освежение чувства бытия, некий первобытный восторг перед разнообразием земной жизни. <...> ."ЛИ щуп чеекого индивидуализма' и есть — персонализм . <...> Итак, в нем, в отличие от литературных школ до оих пор отделявших поэзию от жизни, есть элемент порядка нравственного, больше того; персонализ м отрицает право поэте считать себя существом, неответственным за дело своей жизни. <...> В противолол^вккость экзистенциализму, упивающемуся ужасом бессмыслицы мироздания, персонализ м насквозь религиозен, он верит в Бога. <...> И вот раздвигаются времена, и оказывается современнейшим из самых Ю"'. временных персоналистов Данте, сделавший самого себя героем путешествия • суть вещей. <...> Персонализму , утверждающему первичную связь религии, философии и поэзии, эти любители поэтических лакомств, эти претенциозные цензоры великих поэтов, «ислравляюпре» их грандиозность во имя каких-то для безразличной посредственности выдуманных правил хорошего вкуса, просто отвратительны. <...> Но и почтительно относящиеся к Данте критики очень часто показывают непонимание этого единственного явления поэзии и Духа. <...> *) Данте и его в полной гармонии и совершенстве достроенный собор, великолепнейший из готических соборов всего средневековья, — победитель . . и победа. <...> Но Данте учи нас не забывать, что и запредельное мы должны познавать с помощью нации бедных пяти чувств. <...> Это — не эгоизм индивидуалиста, а персонализ <...>