УДК 681.5:622.692 МЕТОДЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ТРАНСПОРТА НЕФТИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ РЕШЕНИЙ А.А. <...> Башлыков (ЗАО "ВНИИСТ-Нефтегазпроект") Введение Современные объекты трубопроводного транспорта предъявляют повышенные требования к организации систем человеко-машинного управления, где человек-оператор как лицо, принимающее решения (ЛПР), является слабым звеном [1]. <...> Одним из перспективных подходов к построению таких систем диспетчерского контроля и управления (СДКУ), где на подсистему СДКУ – интеллектуальную систему управления (ИСУ) – возлагаются функции "интеллектуального советчика" (ИСО) в любых нештатных ситуациях, возникающих на объектах транспорта нефти, является использование методов ситуационного управления и искусственного интеллекта [2]. <...> Решение данной задачи достигается методами моделирования технологического объекта управления (ТОУ). <...> Процесс моделирования поведения ТОУ предполагает не только хорошее знание области управления и технологии управления, но и наличие математического аппарата, позволяющего описывать: модели области управления, любые классы ситуаций, возникающих в каждой из областей управления, методы автоматизации задач ситуационного анализа состояния ТОУ, методы прогнозирования развития ситуаций в области управления, методы диагностирования причин возникновения нештатных ситуаций и поиска управляющих действий, адекватных возникшим ситуациям. <...> Одной из задач, которые должны быть решены при моделировании поведения сложных объектов, яв30 ляется задача формализации действий, причинноследственных зависимостей и ситуаций, описывающих их поведение. <...> Маккарти [3, 4], является одной из первых работ в этой области. <...> Большой вклад в развитие ситуационного исчисления внес Р. Рейтер <...> Одна из таких попыток была предпринята в университете Торонто при работе над проектом по созданию когнитивных роботов под руководством <...>