Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности  / №4 2016

МЕТОДЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ТРАНСПОРТА НЕФТИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ РЕШЕНИЙ (350,00 руб.)

0   0
Первый авторБашлыков
Страниц9
ID405492
АннотацияПроведен обзор математических методов описания области управления объектами транспорта нефти для автоматизации решения задач интеллектуальной поддержки принятия управляющих решений. Описан метод ситуационного исчисления Р. Рейтера, применяемый для формализации действий, причинно-следственных зависимостей и ситуаций, описывающих их поведение в области управления. Приведено описание языка ситуационного исчисления. Описан метод ситуационного исчисления Дж. Маккарти. При формализации действий в ситуационном исчислении Дж. Маккарти предлагает обходиться понятиями: повествованием (предысторией), планированием и предсказанием. Предыстория описывает то, что уже случилось. Она задается посредством описания ситуаций и событий, которые являются частично упорядоченными во времени. Повествование рассматривается как набор ситуаций из событий и отношений между ними. Предсказание основывается на мотивациях лица, принимающего решения. Описано исчисление событий Миллера и Шенехена, основанное на аксиоматизации исчисления событий в рамках многосортного исчисления предикатов первого порядка, которое является формальным аппаратом описания рассуждений о действиях и их изменениях. Описана семиотическая парадигма Д. Поспелова, основанная на формализме "семиотическая модель" и схеме ситуационного решения задач интеллектуального управления. Приведено описание семиотических порождающихся систем и аппарат универсального семантического кода В. Мартынова. Приведены рекомендации по использованию рассмотренных математических методов для построения интеллектуальных систем управления в области трубопроводных систем.
УДК681.5:622.692
Башлыков, А.А. МЕТОДЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ТРАНСПОРТА НЕФТИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ РЕШЕНИЙ / А.А. Башлыков // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности .— 2016 .— №4 .— С. 31-39 .— URL: https://rucont.ru/efd/405492 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 681.5:622.692 МЕТОДЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ТРАНСПОРТА НЕФТИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ РЕШЕНИЙ А.А. <...> Башлыков (ЗАО "ВНИИСТ-Нефтегазпроект") Введение Современные объекты трубопроводного транспорта предъявляют повышенные требования к организации систем человеко-машинного управления, где человек-оператор как лицо, принимающее решения (ЛПР), является слабым звеном [1]. <...> Одним из перспективных подходов к построению таких систем диспетчерского контроля и управления (СДКУ), где на подсистему СДКУ – интеллектуальную систему управления (ИСУ) – возлагаются функции "интеллектуального советчика" (ИСО) в любых нештатных ситуациях, возникающих на объектах транспорта нефти, является использование методов ситуационного управления и искусственного интеллекта [2]. <...> Решение данной задачи достигается методами моделирования технологического объекта управления (ТОУ). <...> Процесс моделирования поведения ТОУ предполагает не только хорошее знание области управления и технологии управления, но и наличие математического аппарата, позволяющего описывать: модели области управления, любые классы ситуаций, возникающих в каждой из областей управления, методы автоматизации задач ситуационного анализа состояния ТОУ, методы прогнозирования развития ситуаций в области управления, методы диагностирования причин возникновения нештатных ситуаций и поиска управляющих действий, адекватных возникшим ситуациям. <...> Одной из задач, которые должны быть решены при моделировании поведения сложных объектов, яв30 ляется задача формализации действий, причинноследственных зависимостей и ситуаций, описывающих их поведение. <...> Маккарти [3, 4], является одной из первых работ в этой области. <...> Большой вклад в развитие ситуационного исчисления внес Р. Рейтер <...> Одна из таких попыток была предпринята в университете Торонто при работе над проектом по созданию когнитивных роботов под руководством <...>