Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет
УДК 37.022
ББК 74.24
З 14
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензент
доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский <...> К.А. Загородных
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 2-го КЛАССА
ПРИЕМАМ ПРОВЕРКИ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Методические рекомендации для учителей
З 14
Загородных К.А. <...> Обучение учащихся 2-го класса приемам проверки текстовых задач: Методические рекомендации для учителей. <...> ISBN 5-7779-0487-4
Методические рекомендации содержат описание приемов
проверки текстовых задач. <...> Они написаны на материале учебника 2-го класса, но могут быть использованы учителями других начальных классов, поскольку приемы проверки, представленные в виде перечня составляющих их действий, являются универсальными. <...> УДК 37.022
ББК 74.24
Издание ОмГУ
Омск 2004
ISBN 5-7779-0487-4
© Омский госуниверситет, 2004
В структуру познавательной деятельности в качестве основных ее компонентов входят содержательная и операционная стороны. <...> Поэтому в процессе обучения объектами усвоения школьника
должны являться не только знания, но и приемы, способы учебной
деятельности. <...> В общей системе обучения математике решение задач является одним из эффективных видов учебной деятельности школьника. <...> Одним из компонентов учебной деятельности является самоконтроль. <...> Формирование самоконтроля при решении задач
следует начинать с формирования умений школьников проверять
решения. <...> Анализ посещенных уроков, результатов контрольных работ,
беседы с учителями и учащимися, анкетирование показали, что
формирование у школьников этого умения носит стихийный характер. <...> Большинство учителей считают проверку решения задач делом полезным, но при этом используют этот вид деятельности только в том случае, если на это есть указание учебника. <...> Специально
внимания на обучение <...>
Обучение_учащихся_2_класса_приемам_проверки_текстовых_задач_Методические_рекомендации_для_учителей..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет
УДК 37.022
ББК 74.24
З 14
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензент
доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский
К.А. Загородных
Загородных К.А.
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 2-го КЛАССА
ПРИЕМАМ ПРОВЕРКИ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Методические рекомендации для учителей
З 14
Обучение учащихся 2-го класса приемам проверки текстовых
задач: Методические рекомендации для учителей. – Омск:
Изд-во ОмГУ, 2004. – 12 с.
ISBN 5-7779-0487-4
Методические рекомендации содержат описание приемов
проверки текстовых задач. Они написаны на материале учебника
2-го класса, но могут быть использованы учителями других
начальных классов, поскольку приемы проверки, представленные
в виде перечня составляющих их действий, являются
универсальными.
Для учителей начальной школы.
УДК 37.022
ББК 74.24
Издание ОмГУ
Омск 2004
ISBN 5-7779-0487-4
© Омский госуниверситет, 2004
Стр.1
2. Прочитай вопрос задачи и выясни, ответил ли ты на него?
3. Сделай вывод: правильно ли выбраны действия. Имеют ли
они смысл?
4. Проверь вычисления.
5. Сделай вывод, правильно ли решена задача.
В применении данного приема проверки решения задач ценно
то, что он требует обращения к тексту задачи уже после выбора
действия. А это предупреждает механическое манипулирование
числами и действиями, что иногда наблюдается в практике.
Следует заметить, что во время освоения учащимися каждого
шага этой памятки, формировалось также умение проверять вычисления
– тем же действием или действием обратным. При этом использовались
различные формы проверки: взаимопроверка, проверка
учителя, сличение с доской, задания с зашифрованным ответом и
др.
В содержание срезовых контрольных работ, которые проводились
в ходе эксперимента, включались задания: составить и решить
задачу, обратную данной, решить задачу с пояснением каждого
действия, сделать прикидку ответа, решить задачу различными
способами. После выполнения учащимися контрольных работ проводилось
устное собеседование, в процессе которого они отвечали
на такой вопрос: «Можешь ли ты уверенно сказать, что задача решена
верно? Почему?».
В зависимости от содержания заданий учащиеся давали такие
ответы: «Я составил и решил обратную задачу и получил число, которое
дано в условии первой задачи», «Я решил задачу разными
способами и получил в ответе одно и то же число», «Я до решения
задачи установил, что ответ должен быть больше каждого из данных
чисел. Он такой и получился», «Я проверил оба действия, они
составлены верно и сосчитал я правильно».
Таким образом, опытная проверка показала возможности обучения
учащихся 2-го класса некоторым приемам проверки решения
текстовых задач с использованием алгоритмических заданий,
оформленных в виде памяток и специально ориентированных учебных
заданий, в том числе и заданий из учебника. Безусловно, успех
будет только в том случае, если этим заниматься постоянно и целенаправленно.
11
Учебно-методическое
издание
К.А. Загородных
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 2-го КЛАССА
ПРИЕМАМ ПРОВЕРКИ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Методические рекомендации для учителей
Технический редактор Е.В. Лозовая
Редактор Е.В. Коськина
Подписано в печать 26.07.04. Формат 60х84 1/16.
Печ. л. 0,75. Уч.-изд. 0,6. Тираж 170 экз. Заказ 401.
Издательско-полиграфический отдел ОмГУ
644077, Омск-77, пр. Мира, 55а
Стр.6