Он обращался к природным основаниям нравственности для идеологического обоснования течения анархизма. <...> Особенностью этики Кропоткина (этики анархизма) является то, что в ней, в отличие от теорий многих натуралистов, из факта биологической эволюции выводятся не только альтруистические эмоции, сочувствие и сострадание, но также и более общие способности к сознанию справедливости и активному действию на благо общества во имя ощущения полноты жизни. <...> В последнем положении Кропоткин опирается на идеи Марка Гюйо, выводящего высшие проявления нравственной активности из стремления к риску. <...> В этике Кропоткина преодолевается один из основных аргументов, который можно выдвинуть против натурализма. <...> Поэтому даже наличие каких-то альтруистических эмоций у животных не свидетельствует в пользу наследования таких эмоций человеком в процессе эволюции. <...> Кропоткин не выводит нравственность человека непосредственно из инстинкта, а полагает, что стремление к общению и понимание справедливости возникают на основе заимствования опыта животных. <...> © Разин А. В., 2016 * Разин А. В., заведующий кафедрой этики философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор философских наук, профессор № 1 (Том 25 – CV) январь 2016 LEX RUSSICA 161 мышления приводит к возникновению представления о справедливости. <...> Кропоткин идет дальше представления об инстинктивной природе нравственных чувств. <...> Оно развивается благодаря эмпатии, способности чувствовать состояние другого, в развитых формах — способности поставить себя на место другого, возникающей за счет творческого воображения. <...> В работах Кропоткина «Этика», «Взаимопомощь как фактор эволюции» и других приводятся примеры весьма примечательного LEX RUSSICA поведения животных, при котором они демонстрируют подлинный альтруизм: сильные заботятся о слабых, попавшим в беду помогают другие и т.д. <...> Во многом эти наблюдения легли в основу его теории анархизма. <...> Граф считал человека принципиально <...>