02_Upravlenie_obrazovaniem_01.qxd 10.02.2015 13:39 Page 84 КАК ТРУДОВАЯ НАГРУЗКА влияет на здоровье учителя Ариа Ариаович Хва, декан факультета психологии образования Кузбасской государственной педагогической академии, доцент, кандидат психологических наук, г. Новокузнецк e-mail: andrian-Khvan@mail.ru ля еятельости учителя характеры огофукциоальость, высокая ответствеость, большая агрузка а зрительый аализатор (ожество объектов виаия, высокий уровеь коцетрации и распреелеия виаия), зачительая голосовая агрузка, гипоиаия, выужеая рабочая поза, отсутствие в течеие всей труовой жизи постояого режиа я, питаия и отыха и ещ¸ ого е еее «заечательых» факторов. <...> К сожалеию, и пеагогика, и психология е уеляют олжого виаия аализу условий и соержаия труа учителя. показатели тяжести и напряжённости труда и утомление учителя уровни утомления Тяжесть и напряж¸нность Анализ тяжести и напряжённости труда учителя, с использованием официальных нормативных методов, выявляет следующие показатели тяжести и напряжённости: нахождение в позе «стоя» до 80% рабочего времени — класс 3.1., высокая нагрузка на голосовой аппарат — 20–25 часов в неделю — класс 3.1., фактическая продолжительность рабочего времени от 10 до 12 часов ежедневно — класс 3.1., двухсменная работа (без ночной смены) — класс 2, отсутствие регламентированных перерывов, используемых для 84 отдыха — класс 3.1., высокая степень ответственности за безопасность других лиц — класс 3.2. <...> Совокупность полученных показателей позволяет оценить труд учителя по показателям тяжести как класс 3 «вредный (тяжёлый) труд» 1-й степени, по показателям напряжённости как класс 3 «вредный (напряжённый) труд» 1-й степени. <...> В целом, согласно физиолого-гигиеническим оценкам, труд учителя соответствует высокой (класс 3, 1-я степень) напряжённости труда и вполне сопоставим с трудом операторов <...>