Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности : Монография

0   0
АвторыВатина Елена Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц168
ID191974
АннотацияРассматриваются вопросы изучения социального интеллекта учащихся с недоразвитием познавательной деятельности; принципы и условия организации образовательного процесса, направленного на формирование необходимых социально-перцептивных умений и навыков.
Кому рекомендованоМожет быть рекомендовано к использованию педагогами специальных образовательных учреждений для детей с недоразвитием познавательной деятельности, а также студентами психолого-педагогических специальностей и родителями.
УДК376
ББК74.35
Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности : Монография / Е.В. Ватина .— : [Б.и.], 2011 .— 168 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/191974 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. В. Ватина СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ УЧАЩИХСЯ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Соликамск СГПИ 2011 УДК 37 ББК 74.35 В 21 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Олег Леонидович Алексеев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционой педагогики ГОУ ВПО «Соликамский педагогический институт» Ирина Анатольевна Церковная. <...> В 21 Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности: монография [Текст] / Е. В. Ватина; «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Рассматриваются вопросы изучения социального интеллекта учащихся с недоразвитием познавательной деятельности; принципы и условия организации образовательного процесса, направленного на формирование необходимых социально-перцептивных умений и навыков. <...> Выявление уровня знаний, умений, навыков у детей с недоразвитием познавательной деятельности в социально-перцептивной сфере <...> Отсутствие необходимого минимума знаний, умений, навыков в социальноперцептивной сфере обусловливает трудности дифференциации умственно отсталыми детьми эмоционального состояния партнеров по коммуникативной ситуации. <...> В процессе проведения педагогической работы 4 у учащихся могут быть сформированы система опорных элементов опознания невербального поведения; наличие необходимых для вербальной интерпретации языковых средств; позитивный опыт социальных отношений. <...> Все это способствует формированию умения устанавливать отношения с другими людьми, адекватной интерпретации и прогнозированию поведения партнера по коммуникативной ситуации, выбору речевого и неречевого способа общения. <...> Социальное познание – это научное познание совокупности социальных явлений, отношений, фактов, которое связано с двумя сторонами жизни. <...> И, наконец, социальное познание подразумевает <...>
Социальный_интеллект_учащихся_с_недоразвитием_познавательной_деятельности__Монография.pdf
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» Е. В. Ватина СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ УЧАЩИХСЯ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Соликамск СГПИ 2011
Стр.1
УДК 37 ББК 74.35 В 21 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Олег Леонидович Алексеев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционой педагогики ГОУ ВПО «Соликамский педагогический институт» Ирина Анатольевна Церковная. Ватина, Е. В. В 21 Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности: монография [Текст] / Е. В. Ватина; «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: СГПИ, 2011. – 166 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-89469-071-1. Рассматриваются вопросы изучения социального интеллекта учащихся с недоразвитием познавательной деятельности; принципы и условия организации образовательного процесса, направленного на формирование необходимых социально-перцептивных умений и навыков. Может быть рекомендовано к использованию педагогами специальных образовательных учреждений для детей с недоразвитием познавательной деятельности, а также студентами психолого-педагогических специальностей и родителями. УДК 37 ББК 74.35 Рекомендовано к изданию решением РИСо СГПИ. Протокол № 14 от 20.09.2010. ISBN 978-5-89469-071-1 © Е. В. Ватина, 2011 © ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение......................................................................................................4 Часть 1. Теоретическое обоснование проблемы определения понятия «социальный интеллект» 1.1. Основы определения понятия социального интеллекта в психолого-педагогической литературе..................................6 1.2. Предпосылки формирования социального интеллекта.....17 Часть 2. Выявление уровня знаний, умений, навыков у детей с недоразвитием познавательной деятельности в социально-перцептивной сфере 2.1. Особенности социального интеллекта детей с недоразвитием познавательной деятельности........................19 2.2. Организация и методика проведения исследования знаний, умений, навыков учащихся в социальноперцептивной сфере.........................................................................27 Часть 3. Организационно-педагогические условия формирования социального интеллекта у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности 3.1. Задачи, пути, принципы организации работы...................34 3.2. Условия и технология формирования социального интеллекта...........................................................................................39 Часть 4. Программа формирование социально-перцептивных знаний, умений, навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности...................................................66 Эмоциональное состояние радости..............................................77 Эмоциональное состояние гнева....................................................90 Эмоциональное состояние горя....................................................100 Эмоциональное состояние удивления.........................................111 Эмоциональное состояние страха...............................................122 Заключение.....................................................................................................137 Список литературы.....................................................................................139 Приложение....................................................................................................146 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Опыт воспитания и обучения детей с недоразвитием познавательной деятельности в системе специального образования показал, что формирование у них лишь общеобразовательных знаний, умений и навыков не обеспечивает подготовки данного контингента учащихся к самостоятельной взрослой жизни в обществе. Отсутствие необходимого минимума знаний, умений, навыков в социальноперцептивной сфере обусловливает трудности дифференциации умственно отсталыми детьми эмоционального состояния партнеров по коммуникативной ситуации. Непонимание оттенков переживания, настроения других людей, поверхностность и неустойчивость эмоциональных реакций затрудняют приобретение ими опыта межличностного взаимодействия. Ограниченность социальных отношений приводит к отсутствию формирования социальной направленности личности, а снижение познавательной активности препятствует формированию способности к социальному познанию. Данные факторы неблагоприятно отражаются на своевременном появлении у детей с недоразвитием познавательной деятельности адекватного отношения к окружающему миру и затрудняют в дальнейшем процесс их социальной адаптации. Социальное воспитание и обучение детей с недоразвитием познавательной деятельности должно являться первостепенной задачей коррекционно-воспитательной работы специального образовательного учреждения VIII вида. Его организация должна соответствовать потребностям как общества, так и самого умственно отсталого ребенка, который остро нуждается в помощи. В свою очередь, социум испытывает потребность в адаптированной к жизни личности, отвечающей социальным требованиям. С целью предупреждения социальной дезадаптации учащихся с недоразвитием познавательной деятельности необходимо использование в практике специальной коррекционной школы технологий, направленных на формирование у детей способности к социальному познанию. Предметом познавательной деятельности учащихся необходимо сделать явления внутренней жизни человека: настроение, эмоциональное отношение к людям, эмоциональную оценку поступка, отношение к своему и чужому поведению. В процессе проведения педагогической работы 4
Стр.4
у учащихся могут быть сформированы система опорных элементов опознания невербального поведения; наличие необходимых для вербальной интерпретации языковых средств; позитивный опыт социальных отношений. Все это способствует формированию умения устанавливать отношения с другими людьми, адекватной интерпретации и прогнозированию поведения партнера по коммуникативной ситуации, выбору речевого и неречевого способа общения. 5
Стр.5
ЧАСТЬ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» 1.1. Основы определения понятия социального интеллекта в психолого-педагогической литературе Потребность человека в социальном познании окружающего мира такая же древняя, как существование самого человека. Ее реализация связана с построением образа социального мира. Социальное познание – это научное познание совокупности социальных явлений, отношений, фактов, которое связано с двумя сторонами жизни. Во-первых, со сферой осознания реальности, частью которой человек является. Во-вторых, со сферой деятельности, немыслимой без этого осознания. Познание социального мира имеет ряд особенностей, отличающих его от познания вообще. Прежде всего это процесс двусторонний, что исключено при восприятии предметов физического мира. Кроме того, человек, его действие, поведение носят изменчивый характер. При этом измениться может не только сам объект восприятия, но и воспринятый в прошлом характер отношений между людьми. И, наконец, социальное познание подразумевает не просто восприятие и фиксирование внешних связей и отношений, а их преобразование и в результате этого создание определенной внутренней картины мира. Поэтому на социальное познание накладывают отпечаток особенности самого воспринимающего. Таким образом, процесс познания социального мира гораздо сложнее, чем познание явлений физического мира, и осуществляется это познание человеком только в процессе деятельного осмысления им этого мира. Способность к познанию и интерпретации социальных явлений и отношений между людьми – это особая сторона психической деятельности, которая может совершенно не коррелировать со способностью к познанию явлений физического мира, то есть уровнем общего интеллекта. На основании этого способности к познанию социального мира и интерпретации социальных явлений и отношений между людьми были выделены в отдельную группу (К. Спирмен, 1904). 6
Стр.6
Существует большое многообразие понятий, связанных со сферой социальных способностей личности, но их объединяют общие моменты. Во-первых, социальные способности трактуются как способности, сопряженные с определенной деятельностью, и являются личностными образованиями. Во-вторых, предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются другие люди. В-третьих, основными показателями сформированности способности являются адекватная интерпретация, точность понимания, прогнозирования, воздействия, выбор речевого и неречевого способа общения. Отделение социальных способностей от общеинтеллектуальных и выделение их в отдельную группу привели в дальнейшем к необходимости их обозначения. Одной из социальных способностей личности является социальный интеллект. Различные исследователи вкладывают в понятие «социальный интеллект» далеко не одинаковый смысл. Существующая практика определения данного понятия приводит к размыванию этого феномена. Появление данного термина обусловлено постановкой проблемы познания явлений именно социального мира и выделением социального познания в самостоятельную область исследования. Теоретическими предпосылками выделения социального познания как отдельной области исследования являются результаты исследований в области таких наук, как философия, социология, когнитивная психология, социальная психология, определенных разделов общей психологии. Если рассматривать процесс постановки проблемы социального познания, то он имеет долгий путь становления. В истории философской мысли проблема именно социального познания как таковая не определялась в течение длительного времени, несмотря на то, что проблема человеческого познания являлась фундаментальной. В период развития античной философии выделялись отдельные фрагменты социального познания, которые являлись частью общей теории познания. Философы Нового времени также занимались теоретикопознавательной проблематикой, которая присутствовала практически у каждого, но постановка вопроса о социальном познании продолжала отсутствовать. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.