подростковый возраст трудные школь ники индивидуальный подход характер Индивидуально психологические особенности трудных подростков Лариса Владимировна Годовникова, и психологии педагогического факультета Белгородского государственного университета, доцент, кандидат педагогических наук заведующая кафедрой специальной педагогики Подростковый возраст — период жизни че ловека с 10 до 15 лет, который приходится на 5–9е классы средней школы. <...> Как толь ко ни определяется этот промежуток време ни учителями, психологами, родителями… <...> «Трудный возраст», «переходный период», «переломный возраст» — все эти характе ристики относятся к подростковому возра сту. <...> И это неслучайно: именно в этот возра стной период происходит трудный для самого ребёнка переход от детства к взрос лости, идёт серьёзная перестройка психиче ских процессов, изменяется характер учеб ной деятельности и отношения к ней, бурно развивается самосознание и личность под ростка в целом. <...> В поведении подростка не редко появляются неожиданные для окру жающих срывы иотклонения, приводящие к возникновению конфликтов подростка со сверстниками и взрослыми либо к серьёз ным внутренним переживаниям. <...> Значит ли это, что все подростки являются трудными, илитрудные подростки — это осо бая категория школьников, выделяющаяся из общей массы учеников своим поведением, спецификой реагирования на замечания взрослых, особенностями учебной деятель ности и общения? <...> Наиболее важно для организации педагогиче ской работы с трудными школьниками опре делить отклонения вих поведении, связанные с деформацией основных психологических качеств личности — с чертами характера. <...> Трудновоспитуемый ребёнок обычно обнару живает те или иные индивидуальные особен ности характера, его недостатки. <...> Приэтом крайне важно добиться от окруже ния трудного ребёнка понимания того, что не достатки характера стали результатом <...>