ПАМЯТЬ С ТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ Владимир Абрамович Караковский, народный учитель, доктор педагогических наук Предисловие Великий поэт всех времён и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». <...> От прочности фундамента зависит прочность будущего здания — это прописная истина, называемая ещё банальной. <...> Но что делать, если именно такие прописные истины становятся для нас вечными. <...> Ведь сколько бы мы ни затевали перестроек нашего общего дома, без основательного, прочного фундамента они не имеют смысла. <...> Дети — те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его — судьба всех землян. <...> Пока школа остаётся главным залогом будущего благосостояния государства, гарантом от духовного одичания современников. <...> Отказ от лобовых методов, лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности выдвигают на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание Воспитание в школе 1’2015 В.А. Караковский. <...> В бытовом сознании сегодня распространена такая точка зрения: пока мы не улучшим общественное бытие, нечего и мечтать об улучшении духовной жизни. <...> Вот что сказал организатор знаменитого на весь мир Римского клуба итальянский учёный Аурелио Печчеи: 7 «Пора, наконец, понять, что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. <...> Раньше эта проблема решалась весьма просто: «сверху» задавались точные идеологические установки, по которым вырабатывалась программа деятельности, маршрут, по которому Воспитание в школе 1’2015 В.А. Караковский. <...> Долгие годы отделённые от человечества «железным занавесом», занятые противоборством с нашими классовыми врагами, погруженные в состояние «холодной войны», озабоченные пересмотром собственной истории, уставшие от внутренних проблем нашего общества <...>