ЗАМЫСЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО эксперимента: в поисках опоры 1 Дмитрий Васильевич Григорьев, заместитель директора ГБПОУ «Воробьёвы горы», заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО, доцент, кандидат педагогических наук Вряд ли кто станет возражать, что рождение идеи, построение замысла эксперимента — самое главное в нём. <...> Но если мы к чему-то выходим логически, значит, решение предзадано (уже существует в культуре), и мы имеем дело с задачей, у которой есть (накоплен нашими предшественниками) известный набор решений. <...> А не с проблемой, которая, по меткому замечанию Г.П. Щедровицкого, всегда соответствует сказочной формуле: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». <...> На решение проблемы логически не выйти, проблема — это разрыв между ситуацией и имеющимся у нас знанием о ней. • воспитательные эксперименты • идея • замысел • проблема • типология моделей воспитания • диалог мировоззрений О пытно-экспериментальная работа, безусловно, может строиться в духе решения задачи (понятие опыта как чего-то известного нам на это указывает). <...> И всё-таки собственно эксперимент строится как поиск решения именно проблемы. <...> Сам выход на уровень эксперимента означает, что имеющихся знаний и способов деятельности для решения проблемы не хватает. <...> Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 14-06-00089а). <...> Итак, выход на уровень полноценного эксперимента в сфере воспитания происходит тогда, когда обнаружена проблема, для решения которой в теории и практике воспитания не достаёт имеющихся знаний1 , методов, технологий Один из вариантов — обратиться к социокультурным прототипам образовательных (в том числе воспитательных) практик. <...> Образование и воспитание как культурные практики объективно связаны с другими культурными практиками: производством (материальным и духовным), служением (религиозным, военным, 2 Теория воспитания интегрирует в себе знания из педагогики, психологии, социологии <...>