№ 3 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Н е д з в е ц к и й В. А. Русский роман XIX века: спорные и нерешенные вопросы жанра. <...> В интервью, датированном 1989 г., М.Л. Гаспаров сказал: «У нас очень мало работ, которые смотрели бы на XIX век свежим взглядом и с нетрадиционных сторон. <...> Последнее можно отнести к циклу из двух десятков книг В.А. Недзвецкого о русском романе XIX в. <...> Настоящее издание посвящено истории главного жанра нашей классики в ее новейшем осмыслении. <...> Нажимая на «болевые точки» исследовательских споров, автор рассуждает о формировании, созревании и жанровой сущности отечественного романа позапрошлого столетия, а также предлагает свое видение поднятых в нем проблем. <...> Становление и последующее развитие художественного романа в России произошло благодаря ломке старых литературных предпочтений, а именно отказу его создателей от прямого нравоучения в пользу эстетизма. <...> Значительную роль в популяризации этого явления в 1830–1840-е годы сыграл В.Г. Белинский. <...> Как отмечает В.А. Недзвецкий в первой главе своей работы, этот плодовитый критик утвердил понятие художественности в качестве главной категории литературы, чем дискредитировал процветавшую до этого времени риторическую словесность. <...> Тому же содействовало создание Белинским (на основе шедевров Пушкина, Гоголя и Лермонтова) «кодекса художественности» (с. <...> В.А. Недзвецкий особо выделил ту составляющую кодекса, которая отвечает за наличие в произведении «непреходящего (“коренного”, сверхсоциального) элемента» (с. <...> Эта мысль в том или ином объеме выражается в каждой главе книги, что закономерно: шедевры мировой литературы во многом потому ими и признаны, что стремятся к «универсализации и символизации их <…> героев, коллизий или сюжетных ситуаций» (там же), возбуждающих интерес людей со всех точек земного шара. <...> В.А. Недзвецкий проводит весьма удачное сравнение, когда говорит, 1 Гаспаров М.Л. <...> 186 что эти произведения суть не что иное, как «художественные “книги бытия <...>