№ 3 В.В. Шервашидзе «ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫЕ КОШМАРЫ XX ВЕКА, УПРАВЛЯЕМЫЕ ЮМОРОМ КАТАСТРОФ И ЛАГЕРЕЙ» В РОМАНАХ А. ВОЛОДИНА <...> Дорогому Учителю Леониду Григорьевичу Андрееву с вечной благодарной памятью А. Володин <...> обнажает двойственный накал утопического импульса – освободительный и саморазрушительный. <...> Это мир, утверждающий факт двойного провала: невозможность достичь обществом равноправия иначе, чем в грезах, «чуть слышным шепотом», и в довершении – «смерть говорящего человека, символически воплощающего фальсификацию существующей системы ценностей». <...> провозгласил рождение новой литературы, в которой историческая и коллективная память пересекается с памятью об «ином» мире, мире апокалипсиса, с которым человечество столкнулось в XX в. <...> Романы Володина стоят особняком во французской литературе. <...> – псевдоним французского писателя, заявившего о себе в 1985 г. произведениями, написанными в жанре научной фантастики: «Сравнительная биография Жориана Мюрграва» («Biographie comparйe de Jorian Murgrave»); «Корабль ниоткуда» («Un navire de nulle part»); «Ритуал презрения» («Rituel du mйpris»); «Невероятная преисподняя» («Des enfers fabuleux»). <...> По всему творчеству Володина разбросаны аллюзии на сталинские лагеря, Гулаг, преследование инакомыслящих тоталитарной репрессивной системой. <...> В «Дондоге» лагерь, в котором отбывал срок Дондог, превратившийся в тараканочеловека, называется «Троемордвие» (аллюзия на знаменитый лагерь в Мордовии); истекающий кровью, замученный пытками, писатель Артем Веселый, автор романа «Россия, кровью умытая» символически воплощает судьбы инакомыслящих писателей, – жертв сталинских лагерей3. <...> «Все мое творчество, включая фантастику, – единое целое, начиная с первого романа “Сравнительная биография Жориана Мюрграва” и до последнего <.> <...> Интервью Альетт Армель с Володиным // Иностранная литература. <...> Основные мотивы творчества Володина – это размышления об истоках и манипулировании исторической памятью. <...> Творчество Володина <...>