ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ.
СЕРИЯ: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Том 14 № 1 (2017)
DOI 10.22363/2312-8011-2017-14-1
http://journals.rudn.ru/education-languages
Научный журнал
Издается с 2004 г.
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-61172 от 30.03.2015 г.
Учредитель: Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
Главный редактор
Синячкин В.П., доктор филологических наук,
профессор, заведующий кафедрой русского
языка и межкультурной коммуникации факультета
гуманитарных и социальных наук
РУДН, Россия
E-mail: word@list.ru
Члены редакционной коллегии
Джусупов Маханбет — доктор филологических наук, профессор, Ташкентский государственный университет мировых языков, Ташкент, Узбекистан
Дмитрюк Сергей Валерьевич — кандидат филологических наук, редактор издательского отдела МИЛ, Москва
Евдокимова Светлана — доктор филологических наук, профессор, профессор славистики и компаративной литературы, кафедра славянских языков,
Университет Браун, США
Ефремов Александр Петрович — доктор физико-математических наук, профессор, Российский университет дружбы народов
Жаксылыков Аслан Жамильевич — доктор филологических наук, профессор, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, РК
Жаркынбекова Шолпан Кузаровна — доктор филологических наук, профессор, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, Астана,
РК
Канагараджа Суреш — почетный профессор, кафедра прикладной лингвистики и английского языка; директор Центра миграционных исследований
Пенсильванского университета, США
Кибальник Сергей Акимович — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Кулибина Наталья Владимировна — доктор педагогических наук, профессор, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Москва,
Россия
Куриленко Виктория Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов
Лебедько Мария Григорьевна — доктор филологических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет
Маслова Валентина Авраамовна — доктор филологических наук, профессор, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Витебск,
Беларусь
Муди Эндрю — PhD, доцент, кафедра английского языка; заместитель декана, факультет искусств и гуманитарных знаний; Университет Макао,
КНР
Муранска Наталия — доктор филологических наук, профессор, профессор русистики и компаративной литературы, факультет философии, Университет
Константина Философа, Словакия
Протасова Екатерина Юрьевна — доктор педагогических наук, доцент, лектор, Отделение современных языков Хельсинкского университета,
Хельсинки, Финляндия
Прошина Зоя Григорьевна — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Руденко-Моргун Ольга Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, Российский университет дружбы народов
Тарасов Евгений Федорович — заведующий отделом психолингвистики ИЯ РАН (ФАНО), глава московской психолингвистической школы (МПШ),
доктор филологических наук, профессор, главный редактор журнала «Вопросы психолингвистики» (в составе базы Russian Science Citation Index
на платформе Web of Science), Москва, Россия
Тлостанова Мадина Владимировна — доктор филологических наук, профессор, Линчепингский Университет, Линчепинг, Швеция
Шляхов Владимир Иванович — доктор педагогических наук, профессор, Российский университет дружбы народов
Фирман Уильям — доктор политических наук, профессор, специалист в области языковой политики, почетный профессор Университета Индианы,
Центр евразийских исследований, Блумингтон, США
Заместитель главного редактора
Бахтикиреева У.М., доктор филологических
наук, профессор кафедры русского языка и
межкультурной коммуникации РУДН, Россия
E-mail:
uldanai@mail.ru
Ответственный секретарь
Валикова О.А., доктор философии (PhD), научный
сотрудник УНИП РУДН, Россия
E-mail: vestnik_valikova@mail.ru
Стр.1
Вестник РУДН
Серия: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2017 Том 14 № 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ.
СЕРИЯ: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ISSN 2312-802Х (online); ISSN 2312-8011 (print)
4 выпуска в год
Входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ.
Языки: русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Опубликованные в журнале статьи индексируются в международных реферативных и полнотекстовых базах
данных: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) на базе Научной электронной библиотеки eLibrary.
ru (НЭБ), Академия Google (Google Scholar), Ulrich’s Periodicals Directory, WorldCat, Cyberleninka
Цель и тематика
В тематическое поле журнала входят актуальные проблемы общего языкознания, лингводидактики, а также
интегративные направления новейшей филологии: лингвокультурология, социолингвистика, политическая
лингвистика, вопросы билингвизма, межкультурная коммуникация. На протяжении своей истории с 2004 по
2015 гг. журнал презентовал стратегии эффективной лингводидактики, механизмы восприятия и усвоения иностранного
языка в прагматическом аспекте, методики преподавания русского и иностранного языков и др.
Начиная с 2015 г. журнал расширяет исследовательский контекст публикаций и приглашает к сотрудничеству
литературоведов, культурологов, историков, философов и других представителей гуманитарного знания.
Вместе с тем особое внимание уделено «краеугольным» вопросам современного языкознания: Языку в Человеке
и Человеку в Языке; Языку в поликультурном обществе; особенностям языкового сознания билингвальной
личности; механизмам восприятия и усвоения иностранного языка в когнитивном и прагматическом аспектах;
лингводидактике и многим другим.
Миссия (сверхзадача) журнала — интегрировать лингвистический и экстралингвистический опыт специалистов
разных стран и научных направлений с целью разработки универсальной стратегии толерантного взаимодействия
между представителями различных языков и культур. Редколлегия журнала убеждена, что Язык
(и свой, и чужой) может быть мостом к постижению другой культуры, ментальности, этнической сущности.
Ослабление конфронтационного восприятия Другого и провозглашение самоценности каждого языка и каждого
этноса в мультикультурном социуме — миссия «Вестника», решаемая на уровне конкретных исследовательских
задач, среди которых:
— установление, описание, систематизация языковых фактов по заявленной проблематике;
— публикация результатов экспериментальных методик преподавания и изучения иностранных языков;
— исследование языковых процессов в поликультурном пространстве;
— изучение би- и транслингвальных практик в литературе и медиа и т.д.
Правила оформления статей, архив и дополнительная информация размещены на сайте: http://journals.
rudn.ru/education-languages/about/submissions
Электронный адрес: uldanai@mail.ru; vestnik_valikova@mail.ru
Редактор: И.В. Успенская
Компьютерная верстка: О.Г. Горюнова
Адрес редакции:
ул. Орджоникидзе, д. 3, Москва, Россия, 115419
Тел.: (495) 955-07-16; e-mail: ipk@rudn.university
Адрес редакционной коллегии серии «Вопросы образования: языки и специальность»:
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Тел.: (495) 434-20-12; E-mail: lingj@rudn.university
Подписано в печать 15.03.2017. Выход в свет 30.03.2017. Формат 70×100/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «NewtonC».
Усл. печ. л. 15,80. Тираж 500 экз. Заказ № 34. Цена свободная.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет дружбы народов» (РУДН)
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Отпечатано в типографии ИПК РУДН
115419, Москва, Россия, ул. Орджоникидзе, д. 3, тел. (495) 952-04-41; ipk@rudn.university
© Российский университет дружбы народов, 2017
2
Стр.2
RUDN JOURNAL OF LANGUAGE EDUCATION AND TRANSLINGUAL
PRACTICES
VOLUME 14 NUMBER 1 (2017)
DOI 10.22363/2312-8011-2017-14-1
http://journals.rudn.ru/education-languages
Founded in 2004
Founder: PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA
EDITOR-IN-CHIEF
Professor Dr. Vladimir Sinyachkin
RUDN University, Russia
E-mail: word@list.ru
EDITORIAL BOARD
Prof. Suresh Canagarajah — Pennsylvania State University, USA
Prof. Mahanbet Dzhusupov — Uzbekistan State University of World Languages, Tashkent, Uzbekistan
PhD Sergey Dmitryuk — The Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Prof. Svetlana Evdokimova — Brown University, USA
Prof. Aleksandr Efremov — Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Prof. Aslan Zhaksylykov — Kazakh National University of Al-Farabi, Almaty, Kazakhstan
Prof. Sholpan Zharkynbekova — Eurasian National University named after L.N. Gumilyov, Astana, Kazakhstan
Prof. Sergey Kibalnik — the Institute of Russian Literature (the Pushkin House), Russian Academy of
Sciences
Prof. Natalya Kulibina — The Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russia
Dr. Viktoriya Kurilenko — Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Prof. Lebedko Maria Grigorievna — Far Eastern Federal University, Russia
Prof. Valentina Maslova — Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Vitebsk, Belarus
Prof. Andrew Moody — University of Macau, China
Prof. Natalia Muranska — Constantine the Philosopher University, Nitra, Slovak
Prof. Ekaterina Protassova — University of Helsinki, Helsinki, Finland
Prof. Zoya Proshina — Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Prof. Olga Rudenko-Morgun — Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Prof. Eugeniy Tarasov — Linguistics Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Prof. Madina Tlostanova — Linkoping University, Linkoping, Sweden
Prof. Vladimir Shlyahov — Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Prof. Wiliam Firman — Indiana University, USA
VICE-EDITOR
Professor Dr. Uldanai Bakhtikireeva
RUDN University, Russia
E-mail: uldanai@mail.ru
EXECUTIVE SECRETARY
PhD Olga Valikova
RUDN University, Russia
E-mail: vestnik_valikova@mail.ru
Стр.3
RUDN Journal
of of Language Education
and Translingual Practices
2017 Vol. 14 No 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
RUDN JOURNAL OF LANGUAGE EDUCATION
AND TRANSLINGUAL PRACTICES.
Published by the Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow
ISSN 2312-802Х (online); ISSN: 2312-8011 (print)
4 issues per year
Languages: Russian, English, French, German, Spanish.
Indexing
Articles have been published in this journal are indexed by several systems: Russian Science Citation Index, (RSCI)
by “Electronic Scientific Library” foundation (eLibrary.ru), Google Scholar, Ulrich’s Periodicals Directory,
WorldCat, Cyberleninka, State Commission for Academic Degrees and Titles of Russian Federation
Aim and Scope
The thematic field of the journal includes actual problems of general linguistics, didactics, as well as integrative
areas of modern philology: cultural linguistics, sociolinguistics, political linguistics, bilingualism issues, crosscultural
communication.
During its ten-year history the Journal has been offering for discussion by the scientific community significant
problems of modern linguistics: Language in Human and Human in Language; Language in a multicultural society;
peculiarities of bilingual linguistic consciousness of the individual; mechanisms of perception and learning of
foreign language in the cognitive and pragmatic aspects; effective strategy of linguistic didactics and many others.
From 2016, the Journal extends the research context of publications and invites for cooperation culture experts,
historians, philosophers, and other representatives of the humanities.
Mission (the supertask) of the Bulletin is to integrate linguistic and extra-linguistic experience of experts from
different countries and scientific disciplines. We try to develop universal strategy of tolerant interaction between
people of various languages and cultures. The Editorial Board believes that the Language (Own, and Others’) may
not be only the barrier, but also a bridge between cultures, mentalities and ethnic identities. Our Mission may be
implemented in the research tasks as:
— Identification, description, classification of linguistic facts of declared problematics;
— Publication of the results of experimental methods of teaching and learning of foreign languages;
— The study of language processes in multicultural environment;
— The study of bi- and translingual practices in literature, media; etc.
Further information regarding notes for contributors, subscription, and back volumes is available at://journals.
rudn.ru/education-languages/about/submissions
E-mail: uldanai@mail.ru; vestnik_valikova@mail.ru.
Editor I.V. Uspenskaya
Computer design: O.G. Gorunova
Address of the editorial board:
Ordzhonikidze str., 3, Moscow, Russia, 115419
Ph. +7 (495) 955-07-16; e-mail: ipk@rudn.university
Address of the editorial board Series «Problems of education: languages and speciality»:
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
Ph. +7 (495) 434-20-12; E-mail: lingj@rudn.university
Printing run 500 copies. Open price.
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Peoples’ Friendship University of Russia”
6 Miklukho-Maklaya str., 117198 Moscow, Russia
Printed at RUDN Publishing House:
3 Ordzhonikidze str., 115419 Moscow, Russia,
Ph. +7 (495) 952-04-41; e-mail: ipk@rudn.university
© Peoples’ Friendship University of Russia, 2017
4
Стр.4
Вестник РУДН
Серия: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2017 Том 14 № 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВО РЕДАКТОРА
АРСЕНАЛ
Ekshembeeva Lyudmila, Musataeva Manat. Discursive strategy of scientific report and
its implementation ......................................................................................................
Кудрявцева Е.Л., Бубекова Л.Б. Онлайн-тандем в постинтеркультурном сообществе:
самообразование в кооперации ......................................................................
Dzyadyk Yuriy. Russian in Ghana and students’ common errors ...................................
Тихомирова Н.Л. Курс интенсивной коммуникативной адаптации: лингвокультурологический
компонент содержания обучения ....................................................
ЛИНГВОКУЛЬТУРА
Куцаева М.В. Лояльность к чувашскому языку в диаспорной группе Московского
региона .....................................................................................................................
Киндикова Н.М. Алтайское литературоведение: обзор научных изданий ..............
Исмаилов Г.М. Лингвокультурологическое исследование тюркской фразеологии
(на материале узбекского, казахского и каракалпакского языков) .......................
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА
Кибальник С.А. О тексте литературного произведения и интерпретативном комментарии
к нему (на материале романа Ф.М. Достоевского «Игрок»)..................
Муранска Н. Словацкая поэзия в русских переводах ..............................................
ESSE EST…
Danilova Stefania. Black Mirror: Destroying the Idyll of happy Childhood, or the Socium
Today in the Millenials’ Poetry .................................................................................... 110
ПОЛИЛОГ
Uldanai Bakhtikireeva, Olga Valikova, and Jeannete King. Translingualism: Communicative
Bridge or Cultural Bomb? ........................................................................................... 116
ИНТЕРАКЦИЯ
Валикова О.А. «На языке двуостром»: интервью с Еленой Зейферт ...................... 122
ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................................................................................... 140
93
102
54
78
85
7
9
18
28
43
© Российский университет дружбы народов, 2017
5
Стр.5
RUDN Journal
of of Language Education
and Translingual Practices
CONTENTS
FROM THE EDITOR
ARSENAL
Екшембеева Л.В., Мусатаева М.Ш. Дискурсная стратегия научного отчета и ее
реализация ................................................................................................................
Kudryavtseva Ekaterina, Bubekova Larisa. Online-tandem in Post-Intercultural
Community: Self-Education in Cooperation ...............................................................
Дзядык Юрий. Русский язык в Гане и типичные ошибки студентов ......................
Tikhomirova Nadezhda. Intensive course of communicative adaptation: linguocultural
component of learning ................................................................................................
LINGUOCULTURE
Kucaeva Marina. Loyalty to Chuvash Language in Diaspora Group of Moscow Region
Kindikova Nina. Altai literary criticism. Review of scientific publications .....................
Ismailov Gulom. Linguocultural study of gender stereotype in Turcic phraseology (on the
material of Uzbek, Kazakh and Karakalpak languages) ................................................
LITERARY INTERPRETATION AND THEORY OF TRANSLATION
Kibalnik Sergey. On the text of a work of Literature and its interpretative commentary .
Muranska Natalia. Slovak poetry in Russian interpretations .........................................
ESSE EST…
Данилова Стефания. Черное зеркало: разрушенная идиллия счастливого детства,
или общество сегодня в поэзии миллениалов ........................................................ 110
POLYLOG
Uldanai Bakhtikireeva, Olga Valikova, and Jeannete King. Translingualism: Communicative
Bridge or Cultural Bomb? ........................................................................................... 116
INTERACTION
Olga Valikova. “In a doublesharp Language”: Interview with Elena Zeifert .................. 122
SUPPORTMENTS ...................................................................................................... 140
7
9
18
28
43
54
78
85
93
102
2017 Vol. 14 No 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
© Peoples’ Friendship University of Russia, 2017
6
Стр.6