Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №4 2015

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ С. ЕСЕНИНА («ПУГАЧЕВ») (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСолнцева
Страниц11
ID382729
АннотацияВ статье рассмотрена поэма «Пугачев» как пример поэтической этнологии Есенина. Отношения русского народа и населявших империю тюркоязычных, монголоязычных народов осмыслены им с точки зрения этнопсихологического симбиоза. Взгляд Есенина на Пугачевское восстание дан в сопоставлении с пушкинским описанием пугачевщины. Литературным контекстом послужили произведения П. Васильева, Вс. Иванова, Б. Лавренева, А. Платонова. Содержание поэмы соотносится с аксиологией «скифов» и крестьянским повстанческим движением начала 1920-х годов.
Солнцева, Н.М. ПОЭТИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ С. ЕСЕНИНА («ПУГАЧЕВ») / Н.М. Солнцева // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2015 .— №4 .— С. 11-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/382729 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПУГАЧЕВ») В статье рассмотрена поэма «Пугачев» как пример поэтической этнологии Есенина. <...> Отношения русского народа и населявших империю тюркоязычных, монголоязычных народов осмыслены им с точки зрения этнопсихологического симбиоза. <...> Взгляд Есенина на Пугачевское восстание дан в сопоставлении с пушкинским описанием пугачевщины. <...> Элленса к парижскому 1922 г. изданию «Пугачева» (1921) – «трагедии в стихах» [Розанов, 1986: 439], по жанровому определению самого С. Есенина <...> Об этом же идет речь в воспоминаниях Элленса о Есенине: «Никогда в жизни я не видел такой полной слиянности поэзии и ее творца»1 1 Поэма была опубликована в кн. <...> писал Есенину, также участнику «Скифов» (1917, 1918), 28 января 1922 г.: «“Пугачев” – свист калмыцкой стрелы, без истории, без языка и быта, но нужней и желаннее “Бориса Годунова”, хотя там и золото, и стены Кремля, и сафьянно-упругий сытовый воздух 16–17 века. <...> Ибо сущность скифа – его лук: сочетание силы глаза и руки, безгранично в даль мечущей удары лука» [Скифы, 1917: VII]. <...> Соизмеримость скифской стихии есенинского Пугачева со стихией восставших азиатских народов, на наш взгляд, не менее показательна для понимания отношения автора поэмы к пугачевщине, чем ее историческая и этнографическая картина. <...> Различия во взглядах Есенина и А. С. Пушкина на Пугачевское восстание и Пугачева в целом осмыслены и описаны. <...> Есенин изучил принадлежавший ему шестой том полного собрания сочинений Пушкина (СПб., 1900), в котором содержались «История Пугачевского бунта» («История Пугачева», 1833), манифесты, рапорты, письма, легенды о Пугачеве. <...> Этот том «был у Есенина под рукой во время работы над поэмой» [Шубникова-Гусева, 2001: 123]. <...> Известно высказывание Есенина: «Я несколько лет <…> изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был неправ. <...> И в повести и в истории <…> многое Пушкин изобразил просто неверно» [Розанов, 1986: 439]. <...> Несогласие с пушкинской трактовкой личности Пугачева и восстания в целом было зафиксировано уже в названии <...>