Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР Cборник материалов Международной молодежной научной школы 5–6 сентября 2012 г. Том 3 Казань Издательство КНИТУ 2013 1 УДК 930 ББК 63.3 И 90 Печатается по рекомендации Ученого Совета факультета социотехнических систем Казанского национального исследовательского технологического университета И90 Историческая память и диалог культур : сборник материалов Международной молодежной научной школы (Казань, 2012 г.): в 3 т. <...> То есть семейные фотоальбомы являются визуальными хранителями истории семьи, источниками исторической памяти. <...> Поэтому наибольший интерес для исследователя представляют собой семейные фотоальбомы сельчан. <...> Обратимся к фотоальбомам жителей деревни Верхний Шемордан Кукморского района и и села Столбище 1 Власова Т.А. <...> Первые семейные фотоальбомы в деревне Верхний Шемордан появились во второй половине XX века. <...> В среднем, в каждой из опрошенных семей деревни Верхний Шемордан сохранилось по три альбома: из них два советского периода и один современного. <...> «Настенные» фотоальбомы начали утрачивать свою популярность в селе Столбище в конце 1970-х гг., а в деревне Верхний Шемордан в начале 1990-х гг. <...> Следовательно, источники исторической памяти (семейные фотоальбомы) без «носителей» для многих семей уже представляют собой тайну, так как интерес к формированию и просмотру фотоальбомов среди сельчан резко сократился. <...> 10 А.В. Ануфриева ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ИСКУССТВО КАК ОПЫТ ОСВОЕНИЯ ИНОЗЕМНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ Доминирующее значение для анализа проблемы имеет парадигмальный метод, представленный А. Дугиным <...> Исследователь выделяет три глобальные парадигмы: Премодерн, Модерн и Постмодерн, которым соответствуют: парадигмы истории – традиционное <...>
Историческая_память_и_диалог_культур._том_3.pdf
УДК 930
ББК 63.3
И 90
Печатается по рекомендации Ученого Совета факультета
социотехнических систем Казанского национального
исследовательского технологического университета
И90 Историческая память и диалог культур : сборник материалов
Международной молодежной научной школы (Казань, 2012 г.): в 3 т.
Т. 3; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань
: Изд-во КНИТУ, 2013. – 220 с.
ISBN 978-5-7882-1352-1
ISBN 978-5-7882-1355-2 (т. 3)
Сборник содержит статьи участников Международной молодежной
научной школы «Историческая память и диалог культур», состоявшейся
в Казани в 2012 г.
Адресован научным работникам, преподавателям, аспирантам и
студентам, а также всем интересующимся проблемами изучения, сохранения
и интерпретации исторической и коллективной памяти в
контексте диалога культур.
Проведение конференции и издание сборника осуществлены
при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ
(ГК от 22 мая 2012 г. № 12.741.11.0090)
Редакционная коллегия:
О.Н. Коршунова, доктор исторических наук
Р.А. Набиев, доктор исторических наук
С.А. Сергеев, доктор политических наук
А.Ю. Суслов, кандидат исторических наук
А.В. Карпов, кандидат исторических наук
ISBN 978-5-7882-1355-2 (т. 3) © Казанский национальный исследовательский
ISBN 978-5-7882-1352-1
технологический университет, 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Секция 3. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Абилова Р.О. Семейная фотография как источник по истории семьи
и рода
Ануфриева А.В. Постмодернистское искусство как опыт освоения
иноземных культурных традиций
Беглиев Э.Р. Туркмения и ее культура: прошлое и настоящее
(Чарджо́уская область)
Беляева М.А. Диалог культурв прокреационной сфере российского
общества
Блохин В.Н. Взаимодействие культур в Республике Беларусь в
контексте проблем миграции
Буреева Е.В. Декада национальной культуры: советский опыт
межкультурной коммуникации
Голотин А.В. Национальная политика в Симбирском крае в 20-е
гг. ХХ века (на примере татар)
Гринченко Я.С. Старообрядческая культура в условиях глобализации
(на материалах Нижнего Поволжья)
Гъркова В.В. Мифология происхождения франков и ее историческая
рефлексия
Исаева К.М. Празднование Навруза в Средней Азии как сохранение
важной традиции.
Каркина С.В. Диалог культур как метод эсетического воспитания
в процессе изучения образцов музыкального воплощения поэтического
наследия
Козлов В.Е., Титова Т.А. Этнокультурные потребности современного
русского населения Республики Татарстан (по материалам
этносоциологического исследования)
Коршунова О.Н., Андреев А. Историческая память и диалог культур
в эру информационной революции
Махмутова М.М. Энкультурация в татарской диаспоре Финляндиив
контексте культурного наследия татар Поволжья конца XIX начала
XX в.в.
Мир-Багирзаде С.А. Многообразие культуры Азербайджана
Миронов Г.Ю. Влияние исторической памяти на развитие русиноукраинского
этнополитического конфликта
Мусина К.И. Усадьбы Казани и Заказанья
Мухамадеева А.А. Культура мира в контексте коллективной памяти
217
3
3
11
18
21
28
33
41
51
58
70
72
81
97
102
109
118
122
128
Стр.217
Пичугин А.Б. Волжская булгария: этногенез народов и культурные
взаимодействия
Постников С.В. Функционирование узбекского языка на основе
русской лексики
Сеидова Г.Н. Диалог культур и сохранение культурного наследия
на примере города Дербент.
Титова Т.А., Сайфутдинова Г.Б., Хамидуллина А.И. Некоторые
аспекты демографического поведения и родительства в постсоветском
Татарстане
Фролова А.Н., Руденко К.П., Баканов П.П. Сохранение культурного
наследия и экологическая культура
Фролова Е. В. Диалог культур в полиэтничном обществе: национальные
особенности и исторические традиции (на примере групп
этнических меньшинств г. Казани)
Хаплехамитов Р.Б. Интеллигенция и историческая память
Черёмушникова Е.А. Китайская модель сохранения культурной
идентичности в условиях глобализации
Ширханян С.Г. Историческая память и диалог культур в условиях
глобализации
Шульмин А.А. Исторические традиции и задачи патриотизма и
историческая память
Сведения об авторах
SUMMARY
134
142
152
163
166
171
179
182
190
194
204
216
218
Стр.218