Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социальная работа в Республике Бурятия. Вып.2

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц236
ID291667
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются региональные аспекты социальной работы. Пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа». Книга адресована преподавателям и студентам, а также широкому кругу ученых и специалистов, занимающихся проблемами социальной сферы.
Кем рекомендованоГриф УМС БГУ
Кому рекомендованодля студентов направления 040400.62 Социальная работа
Социальная работа в Республике Бурятия. Вып.2 / Н.С. Антонова, Д.Д. Бадараев, А.М. Бадонов, Е.Б. Базарова, З.А. Бутуева, С.Г. Ефимов, В.В. Ихисонова, Н.В. Кондрашова, О.В. Котоманова, Н.Г. Лагойда, С.Ц. Хобраков .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2014 .— 236 с. — URL: https://rucont.ru/efd/291667 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Социальная работа в Республике Бурятия Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для студентов направления 040400.62 Социальная работа ВЫПУСК 2 ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014 УДК 304:369(571.54)(075.8) ББК 65.496(2 Рос. <...> В первом разделе рассматриваются вопросы профессионального портрета социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность в полиэтническом регионе, социального прогнозирования и факторов влияния молодежных общественных объединений на политический процесс; дается анализ системы социального обеспечения, современного рынка труда и занятости населения, выделяются региональные особенности оценки качества и эффективности социальных услуг в Республике Бурятия. <...> Модель личности социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность в полиэтническом регионе Модель социального работника рассматривается как интегральная система требований к его личности, отражающих функциональное содержание профессии. <...> 6 Исходя из данных требований можно определить, что современная модель социального работника характеризуется совокупностью профессиональных компетенций, обусловленных профессиональной деятельностью в полиэтническом регионе. <...> Данная модель социального работника включает компетенции, объединенные в три группы: специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность. <...> Многие исследователи, характеризуя профессиональную компетентность специалиста социальной работы, выделяют такие его компоненты, которые относятся к специальной компетентности: • концептуальная компетентность: понимание теоретических основ профессии (Старк и др.); • инструментальная компетентность: владение базовыми профессиональными навыками (Старк и др.); • интегративная компетентность: способность сочетать теорию и практику <...>
Социальная_работа_в_Республике_Бурятия._Вып.2.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.231
Стр.232
Стр.233
Стр.234
Стр.235
Стр.236
Социальная_работа_в_Республике_Бурятия._Вып.2.pdf
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Социальная работа в Республике Бурятия Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для студентов направления 040400.62 Социальная работа ВЫПУСК 2 ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014
Стр.3
УДК 304:369(571.54)(075.8) ББК 65.496(2 Рос. Бур) С 692 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензент С.П. Ангаева, д-р ист. наук Авторы: Н.С. Антонова, канд. социол. наук (1.4); Д.Д. Бадараев, канд. социол. наук (1.3); А.М. Бадонов, канд. социол. наук (2.6); Т.С. Базарова, д-р пед. наук (введение, 1.1); Е.Б. Базарова (2.1); З.А. Бутуева, канд. филос. наук (2.3); С.Г. Ефимов, канд. социол. наук (2.2), В.В. Ихисонова (1.2), Н.В. Кондрашова, канд. социол. наук (2.4), О.В. Котоманова, канд. социол. наук (1.5); Н.Г. Лагойда, канд. филос. наук (2.5); С.Ц. Хобраков, канд. полит. наук (1.6) С 692 Социальная работа в Республике Бурятия: учебное пособие / отв. ред. Т.С. Базарова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. - Вып. 2. - 232 с. В учебном пособии рассматриваются региональные аспекты социальной работы. Пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа». Книга адресована преподавателям и студентам, а также широкому кругу ученых и специалистов, занимающихся проблемами социальной сферы. © Бурятский госуниверситет, 2014
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Одна из наиболее характерных отличительных особенностей нашего времени состоит в том, что на рынке образовательных услуг как у нас в стране, так и за рубежом все больше требуются не просто высококвалифицированные специалисты, а творческие личности, которые способны не только исполнять свои функциональные обязанности на должном уровне, но и обладают способностями к преобразовательной деятельности. Мировой опыт показывает, что на первое место выходит понимание профессионального образования как социального института, создающего условия и способствующего развитию личности в соответствии с индивидуальными потребностями, склонностями, стремлениями, в том числе в аспекте профессиональной деятельности. Это соответствует и тенденциям развития рынка как социально ориентированного, становящегося инструментом решения задач социального развития. На фоне все более углубляющихся кризисных и преобразовательных процессов стремительно изменяется социальный облик общества, остро встают вопросы выживания людей, сохранения социума, обновления всех сфер жизни, растет социальное напряжение. В таких условиях крайне необходимо реформирование самой социальной сферы, создание эффективной государственной, региональной и муниципальной систем социальной защиты населения и, следовательно, решение проблем качественной подготовки специалистов для социальной работы. Главной задачей региональной системы образования является реализация социального заказа региона на подготовку востребованных кадров, способных обеспечить социально-экономическое, научно-техническое, культурное и духовное развитие региона. Соответственно формулируются функции регионализации образования, главными из которых являются использование знакомой, близкой для субъекта образования среды, а также конкретизация общих положений, связанных с освоением культурно-исторического, социально-политического и экономического материала. Под региональным подходом к процессу обучения понимается прежде всего обязательность введения в учебный процесс такого учебного материала, который значим для данной территории. Вы3
Стр.5
деляются различные пути его использования - от общеконцептуальных, предполагающих разработку региональных программ, до разработки регионального компонента на уровне одной или нескольких учебных дисциплин. Профессиональная образовательная программа по направлению «Социальная работа» реализует региональный подход, осуществляя на его основе разработку вариативных учебных дисциплин и включая данный компонент в каждую дисциплину базового цикла. Пособие является вторым выпуском, продолжающим рассмотрение региональной специфики социальной работы в Республике Бурятия и состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются вопросы профессионального портрета социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность в полиэтническом регионе, социального прогнозирования и факторов влияния молодежных общественных объединений на политический процесс; дается анализ системы социального обеспечения, современного рынка труда и занятости населения, выделяются региональные особенности оценки качества и эффективности социальных услуг в Республике Бурятия. Во втором разделе раскрываются региональные аспекты социальной работы с различными категориями населения и в различных сферах жизнедеятельности: с инвалидами, с людьми старшего возраста, с семьей и детьми; рассматриваются социальные проблемы миграции и домашнего насилия. 4
Стр.6
поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей. Следующим фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего, кино и телевидение. Во время регулярных просмотров телепередач ребенок видит, как их герои выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, ребенок вспоминает агрессивные действия, избираемые телеперсонажами для решения своих проблем. Эти сцены насилия стимулируют появление агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия. Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляют эту агрессию, она становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации ребенка. Таким образом, мы можем говорить о тесной взаимосвязи агрессивного поведения в семье и насилия в семье. Именно через становление агрессивного поведения в условиях семьи порождается такое социальное явление, как насилие в семье. Сама семья, особенности системы семейных отношений оказывают огромное влияние на развитие агрессивного поведения у детей. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите основные особенности семейных конфликтов. 2. Каковы причины семейных конфликтов? 3. Заполните таблицу по классификации семейных конфликтов: № Основание для классификации Тип семейного конфликта Причины семейного конфликта 4. Выделите основные факторы, влияющие на уровень конфликтности в семье. 5. Назовите основные типы конфликтных семей. 6. Охарактеризуйте виды насилия в семье. 7. Каковы причины насилия в семье? 8. Опишите ваши действия как социального работника при рассмотрении вышеперечисленных случаев насилия в семье. 9. Каковы основные меры профилактики домашнего насилия? 229
Стр.231
Рекомендуемая литература 1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с. 2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с. 3. Волков Б.С. Конфликтология: учеб. пособие для студ. высших учеб. завед. / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 400 с. 4. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. - М.: Издво МГУДТ, 2009. - 366 с. 5. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с. 6. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. 3 изд., перераб. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. - 336 с. 7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с. 8. Ерусланова Р.И., Милюхин К.В. Насилие в семье: учеб. пособие (гриф УМО МО РФ). - М., 2013. - 208 с. 9. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с. 10. Козырев Г. И. Конфликтология: учебник. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. 11. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. - 240 с. 12. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие / А.Б. Белинская. - М.: Дашков и К, 2010. - 224 с. 13. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с. 14. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Сорокина. - М.: Академия, 2009. - 208 с. 15. Конфликтология. Конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / А.Д. Атоян. - М.: А-Приор, 2010. - 64 с. 16. Конфликты в семье / А.В. Курпатов. - М.: Олма Мед. Гр., 2007. - 96 с. 17. Лобан Н.А. Конфликтология. - Минск: Изд-во МИУ, 2008. - 296 с. 18. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2009. - 544 с. 19. Хертель А. фон Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в Вашей жизни / пер. с нем. Н. Бабичевой. - СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 272 с. 20. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие. - М., 2011. - 212 с. 21. Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л. Конторовой. - СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 296 с. 22. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. - Минск: Харвест, 2010. - 912 с. 230
Стр.232
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение......................................................................................... 3 Раздел I. Региональные особенности организации социальной работы в Республике Бурятии......................................... 5 1.1. Модель социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность в полиэтническом регионе . . . 5 1.2. Система социального обеспечения в Бурятии. . 1.3. Современный рынок труда и занятость населения в Республике Бурятия ................................................................................... 44 1.4. Особенности оценки качества и эффективности социальных услуг в Республике Бурятия................................................. 66 1.5. Социальное прогнозирование как метод познания реальности .................................................................................................. 78 1.6. Механизмы и факторы влияния молодежных общественных объединений на политический процесс............................ 91 Раздел II. Региональные аспекты социальной работы с различными категориями населения и в различных сферах жизнедеятельности............................................................................. 100 2.1. Социальная защита детей в Республике Бурятия.................100 2.2. Социальная работа с инвалидами в Республике Бурятия 123 2.3. Социальная работа с людьми старшего возраста в Республике Бурятия ................................................................................... .... 139 2.4. Социальные проблемы миграции........................................ ....168 2.5. Региональные особенности социальной работы с семьей и детьми .................................................................................................. 178 2.6. Современная семья: конфликты и насилие....................... 214 27 231
Стр.233
Учебное издание СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ Учебное пособие Выпуск 2 Редактор З.З. Арданова Компьютерная верстка Л.П. Бабкиновой Св-во о государственной аккредитации №1289 от 23 декабря 2011 г. Подписано в печать 11.12.14. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 13,5. Уч.-изд. л. 10,5. Тираж 120. Заказ 224. Цена свободная. Дата выхода в свет 17.12.2014 г. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. E-mail: riobsu@gmail.com Отпечатано в типографии Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3а
Стр.234
Стр.235
Стр.236

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.