ISSN 1680-1709 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. ЯКОВЛЕВА Научный журнал № 1 (93) Январь – март 2017 г. Учредитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> Определена масса селезенки изученных зайцев, данный признак варьирует в широких пределах – 0,43–3,4 г. Впервые вычислено соотношение массы селезенки к массе тушки зайцев, выявлена тенденция более низкого значения КМС у зайцев группы «отстрел». <...> Блохина Т. В., Ерофеева Е. В., 2017 Блохина Татьяна Владимировна – кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Россия; e-mail: aida-cat@yandex.ru Ерофеева Екатерина Владимировна – ассистент кафедры зоологии Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Россия; e-mail: canis92@mail.ru Статья поступила в редакцию 27.10.2016 3 Вестник ЧГПУ им. <...> Средняя масса зайцев группы «отстрел» (3,98 кг) соответствует показателям, установленным для Швеции [24], Дании [19], Польши [21], Великобритании [20], Болгарии [23], Австралии [22] и ряда других стран. <...> Ранее мы полагали, что несколько большая масса добытых зайцев в Волгоградской области обусловлена превалированием в выборке животных старше 4 месяцев в связи с началом охоты в ноябре (в других странах за счет начала охоты с октября больше доля 3-месячных особей). <...> Причем средняя масса зайцев, отловленных борзыми в эти даты, составила 4,65 кг. <...> У животных в группе «отлов» жировая капсула почек менее выражена, чем у зайцев группы «отстрел», где встречаемость особей со средней и высокой ее площадью (St р<0,05; р<0,025) значительно выше. <...> Считается, что самой важной функцией этого органа явля5 Вестник ЧГПУ им. <...> Существуют значимые различия количества микроорганизмов <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№1(93)_2017.pdf
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2015. № 1 (85)
СОДЕРЖАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Блохина Т. В.,
Ерофеева Е. В.
Ванюшин Ю. С.,
Хайруллин Р. Р.,
Елистратов Д. Е.
Кидов А. А.,
Тимошина А. Л.,
Хайрутдинов И. З.,
Матушкина К. А.
Маловичко Л. В.,
Литвинова В. В.,
Василевская А. А.
Валиева М. З.
Гайфуллина Д. А.
Гайфуллина Д. А.
Данилова Е. А.
Евдокимова О. К.,
Ляпаева Л. В.,
Федяй С. В.
Сидорова Л. А.,
Засецкова Е. Н.
Сравнительная характеристика зайцев-русаков, добытых
двумя способами охоты в Волгоградской области и Ставропольском
крае ….……….…….….………..…...……………….
3
Диагностика функционального состояния спортсменов по
показателям кардиореспираторной системы ………...………. 12
Возраст, рост и размножение артвинской ящерицы, Darevskia
derjugini (Nikolsky, 1898) на северо-восточной периферии
ареала …………..….……………………………………………. 18
Пространственная структура и особенности гнездования
дрозда-рябинника на севере Москвы ........….......……………. 25
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Особенности синонимической парадигмы тюрко-татарского
письменного памятника XVIII века «Маджмугыл-хикаят» … 37
Грамматическое освоение русских заимствований в среднем
диалекте татарского языка (род имен существительных) …... 43
Семантическое освоение русских заимствований в среднем
диалекте татарского языка …...……….……………..………... 49
Специфика функционирования глагольных односоставных
предложений в рекламном слогане …………………………... 55
Семантический потенциал концепта «хлеб» в русской и
чувашской литературе ХIХ–ХХ вв. …………………………... 61
Специфика топонимической лексики Соединенных Штатов
Америки ………………………………………………………... 68
196
Стр.195
дения об авторах
Содержание
Черноярова М. Ю. Образ лесного духа в русских мифологических рассказах
Чувашии ……………………………………………………… 76
Черноярова М. Ю.,
Зарубкина О. В.
Сравнительная характеристика водных духов в русском и
чувашском фольклоре (на материале мифологической прозы
Чувашии) ……………………………………………………….. 84
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бакшаева Е. В.
Гордеева Н. Г.,
Зейнутдинова Э. Ш.
Григорьев Ю. В.,
Копышева Т. Н.,
Митрофанова Т. В.,
Игнатьева Э. А.
Краснова А. В.
Максимова О.Г.,
Ильин А. Е.
Активные методы обучения в подготовке будущего учителя
музыки к выполнению роли дирижера-хормейстера .………. 99
Особенности использования аудиовизуальных средств обучения
в процессе профессиональной подготовки будущих
учителей иностранных языков …………..…….….…………... 106
Методика подготовки школьников к решению задач Единого
государственного экзамена (ЕГЭ) по теме «Массивы» …..…… 112
К вопросу о профилактике девиантного поведения обучающихся
в условиях центра образования …................................. 121
Опытно-экспериментальная апробация педагогических
условий формирования лингвистической мобильности у будущих
педагогов ………………………….……....................... 127
Мирошниченко В. В. Система этнорегиональной подготовки учителей в контексте
непрерывного педагогического образования ….….…… 135
Михайлов И. Л.,
Ильина Н. Ф.
Мукашева А. А.,
Олейников А. А.
Петрова Е. В.
Петрова Т. В.
Шабалина С. А.
Модель педагогического обеспечения подготовки солдат
запаса в гражданских вузах …....…….….…...……….............. 143
Информатика – инструмент развития личностного опыта
педагогов профессионального образования ..………………... 151
Проектирование коллекции женской одежды в формировании
творческих способностей у будущих педагогов факультета
художественного и музыкального образования ............... 158
Мониторинг профессионального мастерства педагога ……... 171
Поманисочка Э. В. Домашнее чтение в курсе испанского языка как второго
иностранного …...………......……………………………..…… 179
Педагогические условия минимизации последствий материнской
депривации у подростков с девиантным поведением ….. 187
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………...…………………………………………… 194
197
Стр.196
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2016. № 1 (89)
CONTENT
PHILOLOGY
Blokhina T. V.,
Erofeeva E. V.
Vanyushin Yu. S.,
Khayrullin R. R.,
Elistratov D. E.
Kidov A. A.,
Timoshina A. L.,
Hayrutdinov I. Z.,
Matushkina K. A.
Malovichko L. V.,
Litvinova V. V.,
Vasilevskaya A. A.
Valieva M. Z.
Gayfullina D. A.
Gayfullina D. A.
Danilova E. A.
Evdokimova О. К.,
Lyapaeva L. V.,
Fedyay S. V.
Sidorova L. A.,
Zasetskova E. N.
Comparative analysis of European hares obtained by two ways
of hunting in the Volgograd region and Stavropol Territory …… 3
Diagnostics of functional state of athletes on indicators of
cardiorespiratory system ………………………………...……… 12
Age, growth and reproduction of the derjugin’s lizards, Darevskia
derjugini (Nikolsky, 1898) on the northeastern periphery of
the area …………..….………………………………………….. 18
Spatial structure and nesting characteristics of fieldfare in the
north of Moscow ………..………………….………………… 25
PHILOLOGY
Features of the synonymic paradigm of the Turko-Tatar written
monument of the 18th century «Madzhmugyl-hikayat» ………… 37
Grammatical development of the Russian borrowings in the
middle dialect of the Tatar language (gender of nouns) ………… 43
Semantic development of the Russian borrowings in the middle
dialect of the Tatar language ……………………………………. 49
Features of functioning of verbal one-member sentences in advertising
slogan …………………………………………………. 55
Semantic potential of concept «bread» in Russian and Chuvash
literature of the 19th–20th centuries …………………………...…. 61
The specific character of the toponymic vocabulary of the united
states of America ………………………………………………... 68
198
Стр.197
Content
Chernoyarova M. Yu. Wood spirit in Russian mythical narratives of Chuvashia ……… 76
Chernoyarova M. Yu.,
Zarubkina O. V.
Comparative characteristic of water sprites in Russian and Chuvash
folklore (on the basis of mythological prose of Chuvashia)
PEDAGOGICS
Bakshaeva E.V.
Gordeeva N. G.,
Zeynutdinova E. Sh.
Grigoryev Y. V.,
Kopysheva T. N.,
Mitrofanova T. V.,
Ignatyeva E. A.
Krasnova A. V.
Maksimova O. G.,
Ilyin A. E.
Mikhaylov I. L.,
Ilyina N. F.
Mukasheva A. A.,
Oleynikov A. A.
Petrova E. V.
Petrova T. V.
Shabalina S. A.
Active teaching methods in the training of future music teachers to
perform the role of conductor-choirmaster ........................……….. 99
Peculiarities of employig audiovisual learning tools in the training
of future teachers of foreign languages ………………………….
106
Methods of preparing pupils for the challenges of unified state
exam (USE) on the topic «Arrays» ….....................…....……..…... 112
On the prevention of deviant behaviour of students at educational
center ………………...…………….........................................
84
121
Experimental approbation of pedagogical conditions of future
teachers’ linguistic mobility formation ………………………….... 127
Miroshnichenko V. V. Ethno-regional teachers’ training system in the context of continuous
pedagogical education ………………………………………. 135
Model of pedagogical software training of reserved soldiers in
civilian universities …………………..….............……................
143
Informatics as personal experience development tool for teachers
of vocational education…………………………......…................... 151
Designing womenswear collection in formation of creative abilities
at future teachers at the faculty of arts and music education … 158
Monitoring of professional skills of the teacher .............................. 171
Pomanisochka E. V. Home reading in the course of Spanish as the second foreign language
………...................……………................…………………. 179
Educational conditions to minimize the effects of mother deprivation
at teenagers with deviant behavior .............………………….. 187
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….…….… 194
199
Стр.198