Билалов* ЗАВИСИМОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТ ТОЛКОВАНИЯ ИСТИНЫ Вопрос о содержательных элементах познавательной культуры весьма сложен ввиду их многочисленности. <...> Можно лишь выделить блоки однотипных элементов, составляющих культуру мышления, методологическую культуру, традиции познания, стили мышления и т.п. <...> Особую содержательность познавательной культуре придает решение вопросов сформировавшейся проблематики истины. <...> И само понятие истины, и ее различные концепции наряду с другими ведущими детерминантами познавательной культуры — этническими ментальными особенностями, религиозными традициями или методологическими новациями демонстрируют усиливающийся субъектный характер познавательной деятельности и ее возрастающую культурную обусловленность. <...> Ключевые слова: гносеология, познавательная культура, традиции познания, стиль мышления, методологическая культура, истина, идеалы и нормы науки, цельное знание, субъектный характер познания. <...> Рассмотрение особенностей такого феномена, как культура познания, или познавательная культура, понятие которой функционально наряду с нравственной, эстетической, политической, правовой и т.п. культурой, актуально, по крайней мере, по двум обстоятельствам. <...> Во-первых, в связи с усиливающимся субъектным характером * Билалов Мустафа Исаевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, тел. <...> Познавательная культура субъекта аккумулирует традиции, нормы, идеалы преимущественно обыденного, повседневного познания и, не сводясь к когнитивным аспектам познания, включает в себя также отображения социальных факторов бытия общностей, имеет характер национальной, половозрастной, религиозной и т.п. культуры. <...> Обеспечивая познавательный процесс, эта культура содержит в себе схемы, нормы и идеалы человеческой деятельности по производству знания, но индифферентна <...>