ББК 63.3(253.3)ю1я73
Г 61
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СУРГПИ
Гололобов Е.И.
История Сибири: экологическое источниковедение
Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.).
Учебное пособие. – Сургут: РИО СурГПИ, 2005 – 122с.
В XX веке хозяйственное освоение Сибири привело к
серьезным негативным последствиям в ее природной среде.
Специалисты не исключают возможности возникновения
экологических катастроф. Это делает необходимым изучение,
в том числе, и исторических аспектов хозяйственного
освоения различных регионов Сибири, усиления внимания к
экологической тематике в курсе «Истории Сибири».
В пособии рассматриваются вопросы выявления исторических
источников по проблемам экологического характера
на севере Западной Сибири.
Пособие «История Сибири: экологическое источниковедение
Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX)»
предназначено как для студентов очного и заочного отделений
исторического факультета, так и для молодых ученых.
ББК 36.3 (253.3)ю
ISBN 5-93190-145-0
Рецензенты:
к.и.н., доцент Т.М. Захожая
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой истории и общеправовых
дисциплин ИПЭУ ЮГУ А.Г. Киселев
Гололобов Е.И., 2005
Сургутский государственный
педагогический институт, 2005
2
Стр.2
из важнейших проблем современности. В значительной степени
потому, что в этом взаимодействии у человека преобладала
тенденция к покорению природы, во многом сохранившаяся
до нашего времени. Развитие России по такому пути
привело к потере значительного числа естественных богатств.
В ряде регионов страны деятельность человека, игнорировавшего
экологические знания, нарушила допустимые
пределы, что привело к тяжелым экологическим последствиям.
К таким регионам можно отнести Сибирь в целом, и
Северо-Западную Сибирь, в частности.
Исторический опыт, как положительный, так и отрицаПредисловие
Взаимодействие
природы и человека (общества) – одна
ражена в курсе истории Сибири. Тем более что изучение экологических
проблем в историческом ключе имеет целый ряд
явных преимуществ.
Во-первых: историко-экологическая проблематика выхотельный,
использования человеком природных ресурсов на
севере Западной Сибири полезен и необходим, так как может
быть использован при разрешении многих новых и неизбежных
конфликтов между природой и человеком на северных
территориях, которые занимают значительную часть страны.
Несмотря на это экологическая проблематика слабо отгда
уделялось большое внимание в российской исторической
науке. Важно отметить, в частности, тесную связь истории и
географии в отечественной науке. Начинать историческое
исследование с анализа географического положения и особенностей
территории страны или региона, изучения влияния
природно-климатических и географических факторов на
тенденции развития общества, специфику его структуры и
экономического положения стало своеобразной историографической
традицией.
В-третьих: экологические проблемы очень остро стоят
дит за пределы какой-либо одной науки, а также области
практической деятельности и имеет ярко выраженный полидисциплинарный,
мировоззренческий характер.
Во-вторых: роли природы в историческом процессе всеперед
северными территориями (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
автономные округа в данном случае не исключение).
Проблемы эти имеют давнюю историю и появились
задолго до начала освоения месторождений нефти и газа. Без
историко-географического осмысления модные слова «экология»,
«регион» лишены смысла. Пространственная слепота,
потребительское отношение к природе и историческая
3
Стр.3
неграмотность населения - вот причины деградации среды
обитания. При изучении прошлого севера Западной Сибири
связь истории и географии становится естественной, а ее
экологизация очевидной.
В-четвертых: выбранная тема в достаточной степени
обеспечена источниками с одной стороны, с другой стороны
они еще не в полной мере введены в научный оборот, что
дает широкий простор для активной исследовательской деятельности
студентам-историкам.
Реализация такого подхода на практике требует серьезной,
многоплановой, источниковедческой подготовки студентов
исторических факультетов. В первую очередь, они
должны уметь работать в архиве.
Перед исследователем, который обращается в архив
дение Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX)» на
примере проблемы взаимодействия природы и человека на
севере Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.
призвано ответить на поставленные выше вопросы и актуализировать
историко-экологическую тематику в курсе истории
Сибири.
Таким образом, цель - пособия научить студента осущестдля
поиска необходимой информации, встает целый ряд
вопросов, от правильного решения которых зависит успех
всей работы. На какой стадии исследования целесообразнее
начать работу в архиве? Как найти среди огромного
количества документов необходимые? Как целесообразно
и экономично организовать работу по их изучению? Как
технически правильно использовать документы, как на
них ссылаться?
Пособие «История Сибири: экологическое источниковевлять
исследовательский поиск документов историкоэкологической
тематики и использовать их в контексте истории
Сибири. Реализация этой цели осуществляется в процессе
последовательного решения целого ряда задач по формированию
знаний, навыков и умений студентов. Итак, студент
после завершения курса будет иметь представление:
• об историческом и источниковедческом аспектах
лище исторической информации;
• об истории административно-территориального деления
России;
студент будет знать:
4
проблемы взаимодействия природы и человека;
• об архиве как государственном учреждении и храни
Стр.4
ном и местном уровне на территории севера Западной Сибири
в конце XIX - первой трети XX вв.;
• ключевые понятия пособия: историческая стадия
территориального деления севера Западной Сибири в конце
XIX - первой трети XX вв.;
• систему государственного устройства на региональ•
основные этапы и содержание административновзаимодействия
природы и человека, природоохранная политика,
архивный фонд, фондообразователь, единица хранения
(дело), справочно-информационный аппарат архива (путеводители,
краткие справочники, тематическая картотека, компьютерные
поисковые системы, тематические обзоры);
• основные комплексы источников по теме «Взаимодействие
природы и человека на севере Западной Сибири в
конце XIX - первой трети XX вв.»;
• видовые характеристики делопроизводственной документации;
студент
будет уметь (владеть):
• грамотно и эффективно организовать свою работу в
архиве;
• пользоваться справочно-информационным аппаратом
архива;
• выявлять архивные фонды по теме исследования;
• выявлять архивные документы в пределах фонда;
• применять первичный источниковедческий анализ к
выявленным документам;
• грамотно использовать выявленные архивные докудически
дополняет курс «Истории Сибири» темы, посвященные
хозяйственному освоению Сибири в конце XIX - начале
XX вв. Оно ориентировано на практическую деятельность
(работа с библиографией, со справочно-информационным
аппаратом архива, с фондами, выявление документов в рамках
фонда, извлечение из них информации и ее фиксация и
т.д.).
точниковедение отечественной истории», на котором студенты
знакомятся с корпусом письменных источников российской
истории, рассматривают важнейшие методологические
аспекты источниковедения: понятие исторического источника,
классификацию исторических источников, основные этапы
источниковедческого анализа, историографию отечественного
источниковедения.
В теории пособие опирается на нормативный курс «Ис5
менты
в научном аппарате исследования (оформление ссылок,
сносок, цитат, списка неопубликованных источников).
Пособие существенным образом содержательно и мето
Стр.5
позволяющий студентам заниматься самостоятельной работой.
Структуризация материала пособия осуществлена по
технологическому принципу. В нем представлены все этапы
работы в архиве, начиная от подготовки и первого его посещения,
заканчивая оформлением ссылок на выявленные архивные
материалы.
Таким образом, система проведения занятий поэтапная.
В данном пособии представлен содержательный блок,
лагается выполнить серию практических заданий разной степени
сложности для закрепления полученных навыков. Задания
повышенной сложности отмечены звездочкой. Содержание
глав и параграфов не несет в себе прямые ответы на задания.
Цель пособия заключается не в том, чтобы давать студенту
ответы в готовом виде. Цель в другом – создать условия
для того, чтобы студент сам находил правильные ответы.
Пособие также снабжено справочными материалами и материалами
для выполнения практических заданий. Его можно
использовать в качестве учебного материала в рамках архивной
практики студентов-историков 3-го курса.
Пособие «История Сибири: экологическое источниковеНа
первом этапе осуществляется первичное знакомство с темой,
работа с библиографией и опубликованными источниками.
На втором этапе рассматривается подготовка к работе
в архиве (поиск архивов, необходимых для изучения темы,
определение основных фондообразователей). На третьем
этапе речь идет непосредственно о работе в архиве (студенты
учатся выявлять архивные фонды по теме исследования, документы
в пределах, осуществлять первичный анализ архивных
документов, вести записи и ссылаться на архивные материалы).
После
каждого раздела (этапа) пособия студентам преддение
Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX)»
предназначено как для студентов очного и заочного отделений
исторических факультетов, так и для молодых ученых.
6
Стр.6