дополняется философским анализом исторических форм сближения философии и литературы в Новое время. <...> Странная близость философии и литературы в европейской традиции существовала всегда. <...> И всегда существовал и существует огромный соблазн рассмотреть эту близость в рамках универсальной проблемы понимания. <...> Действительно, если держащим текста предполагается некоторый смысл, или «особого рода идеальность» (Гадамер), то не все ли равно, как текст написан — словами, значками, звуками? <...> : 9 (495) 939-24-09; e-mail: juliaartamonova@yahoo.com 45 мы «реконструируем» философский текст в данном произведении. <...> Здесь литературное произведение — не «указание» на философские идеи, а их самодвижение. <...> Сторонники универсального понимания вслед за апелляцией к той же идеальности смысла делают и второй шаг: в подлинных произведениях знак, язык «снимают» себя самих, совершенным образом являя смысл. <...> Валери сравнил настоящее слово с золотой монетой: даже если ударить по ней молотком, она будет иметь ту же ценность, в отличие от банкноты, ценность которой определяется тем, что на ней написано и к чему она отсылает. <...> Однако он не безупречен: ведь если смысл как особого рода идеальность «схвачен», «явлен», как золото в золотой монете, то нам остается выучить данное высказывание наизусть как вечную и самоочевидную истину. <...> Это не мешает нам наслаждаться совершенным текстом, но даже совершенство предполагает всегда движение понимания и интерпретации. <...> Поэт живет в мире слов, все остальные — писатель, историк, философ и т.д. — язык используют, но не живут в нем. <...> Сартр полагает, что разница здесь — в степени таланта и в отношении к исторической ситуации; писатель искренен и пытается показать историческую ситуацию не как данность, а как проблему и поле свободы. <...> Однако это второе различие (отношение к исторической ситуации) исторически размерно. <...> Ведь в разные исторические периоды мы наблюдаем то сближение философии и литературы (выражаемое хотя бы <...>