НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 6-7 ОБРАЗО В номере: Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах Профессиональная проба в пространстве крупного города Акселераторы и ингибиторы в деятельности педагога-воспитателя Антропологические проблемы отечественного образования Нецелевое использование средств: закон и практика Профессиональный рост и методическая поддержка педагогов /2017 ИЗДА¨ТСЯ С 1803 ГОДА (№1463) Журнал основан имп. <...> Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование» Алексар Асолов, директор Федерального института развития образования, академик РАО Влаиир Беспалько, академик РАО Татьяа Кисарова, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России» Аатолий Вифлееский, доктор экономических наук итрий Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Валерия Мухиа, академик РАО Арей Остапеко, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар Марк Поташик, академик РАО Евгеий Ябург, академик РАО Редакция: Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор), Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод) Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Ирина Маслова, Людмила Асанова (корректоры) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Исаев Антропологические проблемы отечественного образования 7 Ситуация бытия современного человека и образование человеческого в человеке <...>
Народное_образование_№6-7_2017.pdf
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1463)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова, Людмила Асанова (корректоры)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹6-7’2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Е.И. Исаев
Антропологические
проблемы отечественного
образования
7
Ситуация бытия современного человека и образование человеческого
в человеке. Проблема целостного развития человека. Проблемы
преемственности и подмены самоопределения профильным обучением.
Качество подготовки педагогических кадров и оценка качества
образования. Построение образовательного процесса как специфической
антропопрактики.
Т.А. Хагуров,
А.А. Остапенко
Прагматизация или любовь?
Как компетентностный подход
убивает любознательность,
трудолюбие и человеколюбие
В.А. Иванюшина,
К.А. Маслинский,
Д.А. Александров,
Российские учителя сегодня
и завтра: результаты исследования
А.Б. Вифлеемский
«Мышеловка»
для министерства
18
Образование как благо и как сфера услуг. Экономоцентризм
и прагматизация образования. Образование как служение.
24
Статусные группы, карьерные траектории и идентичности школьных
учителей. Высокая лояльность педагогов к профессии. Отсутствие
различий между учителями школ повышенного статуса от учителей
обычных школ. Приверженность к учительской профессии вне
зависимости от стажа работы.
33
Проблема ведения электронных дневников и журналов в школах.
Закупки и аукционы для нужд образования. Нарушение антимонопольного
законодательства. Случай Министерства образования Саратовской области.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
В.Ф. Моргун
Многомерная теория личности
и принцип дополнительности
деятельности, установки
и поступка
2
39
Развитие теории личности в XXI веке. Психологический анализ
понимания личности. Многомерная теория личности. Определение
личности на основе принципа дополнительности.
Народное образование 6-7’2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
А.Б. Вифлеемский
Нецелевое использование
средств: закон и практика
45
Правовая трактовка «нецелевого использования средств». Административная
и уголовная ответственность за нецелевое использование средств.
Обжалование решений проверяющих о нецелевом расходовании средств.
Возражения на акты проверок. Расходование субсидий бюджетными
и автономными учреждениями. Представления и предписания органов
внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Обжалование представлений и предписаний в суде.
М.М. Поташник
Каста неприкасаемых, или
Почему учителя так нетерпимы
к справедливым замечаниям
Е.В. Переславцева
Профессиональный рост
учителя: в поисках критериев
и показателей эффективной
деятельности
А.В. Сидорова
Методическая поддержка
педагогов: опыт построения
эффективной модели
повышения квалификации
И.К. Рапопорт
Здоровье учащихся:
динамика и рекомендации
к позитивным изменениям
Что показывают лонгитюдные
исследования школ Москвы
52
Невежество в педагогической профессии. Оценка и анализ деятельности
учителя. Критика и её принятие. Благодарность за учительский труд.
Развитие и профессиональный рост педагогов.
60
Проблема профессионального роста педагога-воспитателя: саморазвитие,
определение оптимальных путей повышения уровня педагогической
компетентности, формирование личности. Обоснование необходимости
и выявления критериев и показателей профессионального роста педагогавоспитателя.
69
Проблема
методической поддержки профессионального роста педагогов.
Опыт построения модели повышения квалификации: виды межличностных
связей в профессиональной среде, формы и содержание методической
поддержки. Условия успешного профессионального роста педагогов
и предполагаемый результат реализации модели.
75
Одиннадцатилетняя динамика показателей состояния здоровья
московских школьников. Методология и результаты исследования.
Половые различия функциональных нарушений и расстройств.
Оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним
учащимся в образовательных организациях.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.Н. Дахин
81
Когнитивная гармония
математики
Математика в образовании, науке и культуре. Когнитивные паттерны
и когнитивная активность. Примеры решения неравенств в когнитивном
аспекте.
3
Народное образование 6-7’2017
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Л. Аршинская
Как снизить перегрузки
учащихся?
89
Высокие результаты школьного образования и ухудшение здоровья
учащихся. Учебные перегрузки в рейтинге негативного влияния на
физическое и психическое здоровье школьников. Интеллектуальный
и личностный ресурс человека в современном обществе, умение жить
и работать в информационном пространстве без ущерба для собственного
здоровья.
В.А. Копылов,
И.В. Лесник
Великая неизвестная война:
дидактический аспект
М.М. Батербиев
Образовательный процесс
в разновозрастных
учебных группах:
теория и методология
Г.В. Ширяева,
Н.А. Нелин,
Т.П. Черных,
Н.М. Батина,
Л.В. Морарь
Разновозрастное обучение
в начальной школе
А.А. Гин
Видеть необычное
в обычном — навык
творческих людей
122
Открытые исследовательские задачи в практике обучения. Классификация
открытых задач. Развитие науки в решении изобретательских задач.
Прикладной характер математики в жизненных, профессиональных,
научных контекстах.
96
Первая мировая война в школьном курсе истории. Знания
об историческом событии. Россия и её историческое значение
в первой мировой войне. Дискуссионный характер оценки событий.
Выводы учащихся.
106
Межвозрастное обучение в малокомплектной школе — необходимость
и вызов. Теоретические основания и практическое внедрение
межвозрастного обучения в России и за рубежом. Преимущества
межвозрастного обучения.
116
Совместное обучение учащихся 1–4-х классов. Варианты организации
совместной деятельности и уровни освоения учебного материала.
Признаки, проблемы и эффективность разновозрастного обучения.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
М.А. Зильберман,
А.А. Деменева,
А.С. Куляпин,
В.И. Логутов
Профессиональная проба
в пространстве крупного города
129
Формирование у школьников готовности к профессиональному
самоопределению. Профессиональная проба как эффективный способ
профессионального самоопределения. Узкоспециализированный,
корпоративный, универсальный способы организации профессиональных
проб школьников Перми.
4
Народное образование 6-7’2017
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
А.А. Ермолин
Хроника полевой
Академии менеджмента:
как спроектировать успешный
опыт патриотического
воспитания
А.А. Алексеев
Фестиваль на Нижней Кадке:
история, традиции, воспитание
А.В. Ткаченко
А.С. Макаренко: педагогические
и непедагогические
злоключения подвижника
социального воспитания
Э. Меттини
Многогранность личности
в воспитательной системе
Антона Макаренко
136
Полевая Академия как естественный эксперимент по исследованию жизнеспособности
и социализации современных подростков. Преодоление
инфантильного поведения в коллективной жизнедеятельности. Культурный
разлом — незнание чужой и собственной культуры. Культурные и социальные
приращения. Экспедиция как универсальное педагогическое средство
воспитания.
151
Гражданское воспитание учащейся молодёжи Верхневолжья. Уникальная
природно-культурная среда в развитии подрастающего поколения
Ярославской земли. Возрождение межпоколенческой информационной
и духовной гражданской связи кацкарей в сообществе.
156
Наследие Антона Макаренко — достояние отечественной
и международной педагогической науки. Новые возможности
и перспективы изучения педагогики Макаренко. Универсальный
вневременной воспитательный потенциал системы, созданной
выдающимся педагогом XX века.
172
Отсутствие социальной идентификации, социальной активности и творческого
подхода к решению вопросов современного общества. Трудности
в процессе самосознания личности и взаимного признания психологического
существования другими в виртуальной реальности. Упадок
социально-гуманитарного и технического циклов дисциплин в образовании.
Воспитательная система А.С. Макаренко как противоядие существующей
действительности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
В.И. Петрушин
Акселераторы и ингибиторы
в деятельности
педагога-воспитателя
179
Самоанализ личности педагога. Планирование достижений как фактор
возможности развития учащихся. Инструменты планирования,
постановка целей, оценка настоящего, поиск ресурсов для достижения
целей.
Стр.6