ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1462)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹5’2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.П. Лукьяненко
Признаки системного кризиса
образования в России
и их анализ
А.М. Диянова
Муниципальный класс:
подготовка к педагогической
профессии для сельской школы
Д.П. Каменева
Педагогическая логика
индекса человеческого
развития
Л.И. Писарева
Немецкая школа.
Ещ¸ один шаг к качеству
образования
7
Описание и анализ признаков системного кризиса образования в России
и его разрушения. Неэффективность проводимых реформ и очевидный
вред от них. Попытка формулирования и обоснования суждений
и выводов о причинах и перспективах их устранения.
17
Потребность в педагогических кадрах на селе. Педагогический класс
на муниципальном уровне — эффективное средство подготовки будущих
педагогических кадров.
22
Индекс человеческого развития как международная методика
и педагогическая техника. Связь индекса человеческого развития
с идеей перспективных линий А.С. Макаренко. Исследование
перспективных линий с опорой на расчёт индекса человеческого
развития на коллективном и индивидуальном уровне.
30
Различные формулировки понятия «качество образования». Роль
интегральных методов педагогического измерения и доминирующих
факторов в выявлении результатов при оценке достижений учащихся
европейских стран в международных исследованиях успеваемости
PISA (2000–2014 гг.).
2
Народное образование 5’2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н.Н. Жуковицкая
Сетевое взаимодействие —
кооперация и конкуренция
Н.А. Заиченко,
А.А. Сергушичева
Отношение к здоровью
участников образовательного
процесса
А.Б. Вифлеемский
Хорошее дело ЭЖиДом
не назовут
39
Развитие личности ребёнка в сети образовательных организаций.
Стратегическое управление развитием сети. Конкуренция и партнёрство.
Модели сетевого взаимодействия и их практическое внедрение.
48
Факторы, влияющие на формирование культуры здоровьесбережения
участников школьной жизни. Несостоятельность очевидных (на первый
взгляд) гипотез, сформулированных авторами, в отношении педагогов
и их влияния на формирование культуры здоровьесбережения
школьников. Эмпирические данные. Их значимость для системы
образования Санкт-Петербурга.
56
Анализ выполнения государственного контракта в части методических
рекомендаций по внедрению электронного дневника Министерством
образования и науки. Нарушение закона «О персональных данных».
Противоправные действия чиновников.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.П. Беспалько
Процесс обучения,
управляемый компьютером
О.М. Леонтьева
Парк открытых студий:
технология школы будущего
Л.В. Байбородова,
Л.В. Данданова
Проектирование
групповой работы учащихся
в учебном процессе
М.А. Ступницкая
Как научить учащихся
средних классов быть
продуктивными?
3
61
Структура учебного процесса с позиций современной науки.
Естественные психологические потребности учащихся.
Раскрытие естественных механизмов учебной активности человека.
Управление учением с использованием компьютера.
71
Выращивание индивидуальности в массовой школе. Взаимооценивание
и личностный прирост в образовательном процессе. Ресурс разновозрастной
вертикали. Изменение методов работы и профессиональной позиции
педагога. Поиск себя как ключевая цель образования.
83
Арсенал методов и средств обучения российских педагогов в групповой
работе. Преодоление трудностей во взаимодействии с учащимися.
Собственная многолетняя практика и анализ практики других учителей.
93
Учебные проекты в средних классах. Методы и приёмы обучения
школьников продуктивной деятельности. Критериальный подход
и планирование как значимые факторы успешной работы. Поддержка
проектов школьников.
Народное образование 5’2017
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
И.Н. Голицына
Как грамотно использовать
веб-сервисы?
Д.А. Богданова
Об одном способе
валидирования академических
записей в условиях мобильного
обучения
Н.М. Баданова,
А.Г. Баданов
Образовательные
возможности интерактивной
инсталляции
104
Методические рекомендации педагогам в условиях развития информационных
технологий. Развитие учебного содержания с использованием
веб-вервисов. Организация сотрудничества в виртуальной среде.
Аспекты персонализации обучения.
112
Технология блокчейн в качестве надёжного способа подтверждения
принадлежности записей конкретному учащемуся. Опыт использования
блокчейн биткоина цифровых сертификатов о пройденном обучении
в Университете Никозии. Положительные результаты.
115
Возможности генерации панорам. Интерактивные формы.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
М.М. Поташник
Как воспитать нравственного
человека в безнравственных
обстоятельствах?
А.А. Ермолин
«Мир миров русской Евразии»:
воспитание чувства Родины
у современных школьников
в Полевой академии проектного
менеджмента
В.М. Лизинский
Подготовка студентов
педагогических вузов
к организации трудовой
деятельности учащихся
123
Отсутствие раздела «нравственное воспитание» в образовательных
программах школ. Мнения учёных и практиков о роли нравственного
воспитания. Методы и понимание нравственного воспитания в системе
формирования человека.
134
Полевая академия — пространство познания культуры и Родины.
Планирование похода и экспедиции. Коллекция впечатлений подростков.
Проблемы социализации современного подрастающего поколения.
Их решение ресурсами Полевой академии.
141
Подготовка будущих педагогов к реальному труду учащихся
как потребность времени. Формы и содержание.
4
Народное образование 5’2017
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
А.И. Коханец
Техника сотрудничества
и противодействия
манипуляциям
А.А. Мурашов
Проблемы невербального
кода педагогической
коммуникации
145
Продуктивные отношения с другими людьми. Приёмы построения
сотрудничества, противодействия давлению и манипулированию.
Практика продуктивного общения.
156
Мимика и жесты в общении. Примеры невербальной коммуникации
в международном аспекте. Невербальная коммуникация
в педагогической деятельности.
Стр.6