М Иванцова-Платоиова сводился к попытке заострить внимание иа распространенности тенденциозных, продиктованных политической конъюнктурой оценок деятельности Фотия. которые за давностью лет некритически используются позднейшими историками в качестве заслуживающих доверия источников. <...> Между тем, вопросы о типе личности Фотии. о ее нравственном наполнении, особенно важны в виду той. во многом судьбоносной, роли, которую он сыграл в становления православия и в ищите своеобразного, восточно-имперского типа цивнлимцнн. который во многом воспринят от Византин Россией. <...> В течение скольких дней Фотнй мирянин, что, в принципе, не возбранялось ич аашпичи церковными правилами, прошел нес ступени сняшенства. вплоть ы епископства, и 2S декабря SiR года занял пягриаршмй престол 'фотиаяцев' Вжзаятийское общество а церковь раскололась но две оаргяа - 'втватнан' в Фотня поддерживали многочисленные сторовплси предшественника Игнатня. патриярха Мсфолия, который, подобно Фотию. отличался просвещенностью и широким церковным гуманизмом (включая отношеине к поверженным еретикам-ньонобор нам) в пршивовес Игнатию, который' с высокой личной нравственностью сочетал непомерный аскетизм и приверженность к монашеству, особенно покровительствуя монах ан Студийсиого монастыря, "студнтам'. <...> Церковный Собор в мае 861 г . в* которой преобладали сгороннжхи Фотин (318 епископов), всти п Игвапя отквмться от патриаршества • првмил избрание Фотня законный Папа Николай I ие признал этого решали На райском соборе (86) г f арояииикияеея 'ведосмотревшие' легаты. <...> Фотий н архиепископ сиракуэскн!. совершивший посвящение Фотня в патриархи, были отлучены от Церкви Опираясь на поддержку двора я широких слоев византийского общества. <...> Он обратился i епископам с окружным посланием, в котором выступил против бытовых укловеннй латинян (в вопросе о целибате - институте безбрачия л других) и против новых папских догматов, типа положения об нехожденни <...>