ФН – 4/2015 Отечественная философская мысль ГОЛОС ВеЛИКОЙ ВОЙНЫ: ФИЛОСОФСКИЙ СПОР О РУССКОЙ И ГеРМАНСКОЙ КУЛЬТУРе О.А. <...> В этой войне, по мнению многих европейских и русских интеллектуалов, сгорели ценности просвещенной христианской Европы, составлявшие суть проекта модерна. <...> Впрочем, всю полноту последствий войны для России и европейских держав представить себе не могли даже интеллектуалы. <...> “Россия потерпит поражение и потеряет свои окраины – Финляндию, Польшу, Кавказ”, – говорил он, считая, что это будет справедливое наказание за неправильную политику, внешнюю и внутреннюю. <...> Оставив занятия музыкой, выпускник военно-инженерного училища, поручик саперных войск Н.Я. Мясковский с первых дней войны оказался на линии фронта. <...> В своих письмах с фронта Мясковский сообщал, что солдаты сражались мужественно, но жертвы в условиях непродуманного ведения войны казались бессмысленными. <...> Как писал Мясковский, «в один день от полка в три с лишним тысячи человек остается человек 600 – 700! <...> Опыт войны и революции был переосмыслен Мясковским в его симфоническом творчестве; Степун, бывший в артиллерийских войсках на австрий 52 Отечественная философская мысль ском фронте, отразил пережитые им военные коллизии в «Записках прапорщика-артиллериста». <...> Противостояние Германии и России столкнуло в непримиримом споре русских философов. <...> Новые западники в патриотической риторике неославянофилов, спровоцированной войной, увидели еще более опасное заблуждение – отрицание культурных идеалов Европы, воплощенных в ценностях немецкой культуры, в духе германской нации. <...> Если сочинение русского публициста и культурфилософа Данилевского, явившееся своеобразным опытом осмысления событий Крымской войны и начала объединения Германии, всколыхнуло русское общество и предвосхитило его переживания по поводу несправедливого подведения итогов русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. на Берлинском конгрессе, то Первая мировая война <...>