Поэзия Фондана ставит вопросы о смерти, конечности человеческого существования, а также о смысле человеческих страданий; следуя за Шестовым, Фондан предполагает, что целью как философского, так и поэтического творчества является процесс вопрошания, а не обретение ответа. <...> Согласно Фондану, поэзия – это «утверждение реальности»9 ; поэтический акт жизненно, экзистенциально необходим – без поэзии человек утрачивает действительность. <...> * * * Книга «Рембо-проходимец» (Rimbaud le voyou, 1933) Фондана, фрагмент которой мы предлагаем вниманию читателей, является ответом на интерпретацию творчества поэта, данную в книге Андре Ролана де Реневилля «Рембо-духовидец» (Rimbaud le voyant, 1929), а также реакцией на восприятие Рембо, бытующее в кругах сюрреалистов. <...> Наряду с представлениями о Рембо как о мистике (Ролан де Реневилль) и сюрреалисте (Бретон), существует множество других «мифических» образов поэта: «Рембо-католик», «Рембо-богоборец», «Рембо-коммунист», «Рембо-буржуа», «Рембо-поэт-подросток», «Рембо-африканский политик и дипломат», «Рембо-гомосексуалист» и пр. <...> Книга Фондана породила еще один миф о французском поэте как о «Рембо-скитальце», бунтующем против Необходимости. <...> ФОНДАН VIII Вы можете поставить под сомнение точность понятия «проходимец», которое я употребляю неслучайно. <...> Это заставляет меня обратиться к словарю, чтобы прояснить значение этого слова. <...> ПРОХОДИМЕЦ – человек беспутного поведения, как правило, живущий на улице. <...> Ничто не может помешать вам подробно рассмотреть жизнь и творчество Рембо, и тогда вы сможете с уверенностью утверждать, что он практически не жил дома. <...> Вспомните хотя бы его бродяжничество, его пешие странствия из Шарвиля12 в Париж, в Брюссель, его очевидную склонность к нестабильности (которую врач определил как амбулаторную паранойю), которая толкала его в путь по всей Европе и Азии и которая вела его по новым торговым маршрутам в Абиссинию13 ; даже будучи больным, он путешествовал из Марселя14 <...>