Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки".  / № 2 2016

Дивергенция палеоантропов и неоантропов как механизм зарождения общественного сознания (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЗадворнов Андрей Николаевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц7
ID371980
АннотацияВ статье предложен подход к происхождению общественного сознания, разработанный на основе синтеза философской антропологии, палеоантропологии и палеогенетики. Основой для синтеза явилась концепция индивидуализации Б.Ф. Поршнева, скорректированная с учетом современных научных данных. В работе постулируется тезис о социально-коммуникативной природе происхождения общественного сознания. Оно рождалось на основе предсловесного и словесного сопротивления неоантропов палеоантропам-каннибалам. Общественное сознание есть следствие не столько естественного, сколько искусственного отбора, осуществляемого палеоантропами. Критерием отбора становилась большелобость, поскольку люди с более развитыми лобными долями головного мозга отличались способностью регулировать свои страсти и быть более покорными. Однако большелобость приводила и к развитию речевых центров, что позволило неоантропам сформировать социальные по своей природе группы и восстать против палеоантропов. В процессе длительного противостояния палеоантропов и неоантропов мышление сапиенсов постепенно переходило от коллективных форм (стадное сознание) к индивидуальным. После исчезновения угрозы со стороны палеоантропов, а также в связи с переходом к производящему хозяйству индивидуализация сапиенсов привела к борьбе со стадным мышлением (контрконтрсуггестия) и к оформлению общественного сознания. Показано, что механизм зарождения общественного сознания создавался в процессе дивергенции палеоантропов и неоантропов. Движущей силой этого механизма последовательно выступали интердикция, суггестия, контрсуггестия и контрконтрсуггестия. Историческое предназначение контрконтрсуггестии состояло в создании индивидуализированными социальными субъектами идейных программ (религиозных, политических и т. д.) и запуске механизма борьбы между этими программами. Результатом этой борьбы стало оформление общественного сознания во всей совокупности его проявлений.
Задворнов, А.Н. Дивергенция палеоантропов и неоантропов как механизм зарождения общественного сознания / А.Н. Задворнов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2016 .— № 2 .— С. 62-68 .— doi: 10.17238/issn2227-6564.2016.2.62 .— URL: https://rucont.ru/efd/371980 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье предложен подход к происхождению общественного сознания, разработанный на основе синтеза философской антропологии, палеоантропологии и палеогенетики. <...> Основой для синтеза явилась концепция индивидуализации Б.Ф. Поршнева, скорректированная с учетом современных научных данных. <...> В работе постулируется тезис о социально-коммуникативной природе происхождения общественного сознания. <...> Оно рождалось на основе предсловесного и словесного сопротивления неоантропов палеоантропам-каннибалам. <...> Общественное сознание есть следствие не столько естественного, сколько искусственного отбора, осуществляемого палеоантропами. <...> Критерием отбора становилась большелобость, поскольку люди с более развитыми лобными долями головного мозга отличались способностью регулировать свои страсти и быть более покорными. <...> Однако большелобость приводила и к развитию речевых центров, что позволило неоантропам сформировать социальные по своей природе группы и восстать против палеоантропов. <...> В процессе длительного противостояния палеоантропов и неоантропов мышление сапиенсов постепенно переходило от коллективных форм (стадное сознание) к индивидуальным. <...> После исчезновения угрозы со стороны палеоантропов, а также в связи с переходом к производящему хозяйству индивидуализация сапиенсов привела к борьбе со стадным мышлением (контрконтрсуггестия) и к оформлению общественного сознания. <...> Показано, что механизм зарождения общественного сознания создавался в процессе дивергенции палеоантропов и неоантропов. <...> Движущей силой этого механизма последовательно выступали интердикция, суггестия, контрсуггестия и контрконтрсуггестия. <...> Историческое предназначение контрконтрсуггестии состояло в создании индивидуализированными социальными субъектами идейных программ (религиозных, политических и т. д.) и запуске механизма борьбы между этими программами. <...> Результатом этой борьбы стало оформление общественного сознания <...>