В статье предложен подход к происхождению общественного сознания, разработанный на основе синтеза философской антропологии, палеоантропологии и палеогенетики. <...> Основой для синтеза явилась концепция индивидуализации Б.Ф. Поршнева, скорректированная с учетом современных научных данных. <...> В работе постулируется тезис о социально-коммуникативной природе происхождения общественного сознания. <...> Оно рождалось на основе предсловесного и словесного сопротивления неоантропов палеоантропам-каннибалам. <...> Общественное сознание есть следствие не столько естественного, сколько искусственного отбора, осуществляемого палеоантропами. <...> Критерием отбора становилась большелобость, поскольку люди с более развитыми лобными долями головного мозга отличались способностью регулировать свои страсти и быть более покорными. <...> Однако большелобость приводила и к развитию речевых центров, что позволило неоантропам сформировать социальные по своей природе группы и восстать против палеоантропов. <...> В процессе длительного противостояния палеоантропов и неоантропов мышление сапиенсов постепенно переходило от коллективных форм (стадное сознание) к индивидуальным. <...> После исчезновения угрозы со стороны палеоантропов, а также в связи с переходом к производящему хозяйству индивидуализация сапиенсов привела к борьбе со стадным мышлением (контрконтрсуггестия) и к оформлению общественного сознания. <...> Показано, что механизм зарождения общественного сознания создавался в процессе дивергенции палеоантропов и неоантропов. <...> Движущей силой этого механизма последовательно выступали интердикция, суггестия, контрсуггестия и контрконтрсуггестия. <...> Историческое предназначение контрконтрсуггестии состояло в создании индивидуализированными социальными субъектами идейных программ (религиозных, политических и т. д.) и запуске механизма борьбы между этими программами. <...> Результатом этой борьбы стало оформление общественного сознания <...>