Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методика обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке

0   0
АвторыКлимова Анастасия Владимировна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц90
ID371968
АннотацияЦель магистерской диссертации – теоретически обосновать и разработать методику обучения слабовидящих детей чтению на английском языке в условиях обще-образовательной школы.
Методика обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке / А.В. Климова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 90 с. — URL: https://rucont.ru/efd/371968 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особенности слабовидящих детей в контексте инклюзивного образования . <...> Инклюзивное образование как реализация права детей с ОВЗ на образование . <...> Особенности слабовидящих детей в контексте инклюзивного образования . <...> Трудности овладения техникой чтения на английском языке слабовидящих детей . <...> Методическая система обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке . <...> 82 3 ВВЕДЕНИЕ Изменение государственной политики в отношении образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) повлекло за собой необходимость усовершенствования современных методик образования и оптимизации учебных программ под нужды таких детей. <...> В связи с этим, актуальность исследования обусловлена необходимостью научных исследований, направленных на выявление специфических особенностей обучения и разработку методических приемов обучения слабовидящих детей технике чтения на иностранном языке как первым этапом овладения чтением. <...> Следует отметить, что уже существует определенная научная база, позволяющая провести всесторонний анализ проблемы обучения слабовидящих детей чтению на иностранном языке. <...> Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития предусматривается система специального обучения и коррекционновоспитательной работы (Л.П. Григорьева, 2009; А.Г. Литвак, 2007; Е.А. Морозова, 2015; Л.И. Плаксина, 1999; Е.Н. Подколзина, 2001; Л.И. Солнцева, 1998). <...> Поэтому отдельного упоминания заслуживает такая наука как офтальмология, – область медицины, изучающая глаз и его анатомию, физиологию и болезни (Э.С. Аветисов, В.М. Астапов, 1975). <...> Что касается непосредственно процесса обучения именно иностранным языкам, то здесь следует отметить, что уже существует определенная научная база, позволяющая провести всесторонний анализ проблемы обучения слабовидящих детей иностранному языку в сфере школьного образования и предложить соответствующее решение. <...> К проблемам обучения иностранному языку слабовидящих <...>
Методика_обучения_слабовидящих_детей_технике_чтения_на_английском_языке.pdf
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................... 3 Глава I. Особенности слабовидящих детей в контексте инклюзивного образования ........................................................................................................... 10 1.1. Инклюзивное образование как реализация права детей с ОВЗ на образование ............................................................................................................ 10 1.2. Особенности слабовидящих детей в контексте инклюзивного образования ................................................................................................................................. 20 1.3. Трудности овладения техникой чтения на английском языке слабовидящих детей ........................................................................................................................ 30 Выводы по главе I ................................................................................................ 37 Глава II. Методическая система обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке .............................................................................. 40 2.1. Цели и содержание обучения слабовидящих детей технике чтению на английском языке ................................................................................................... 40 2.2. Методика обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке ....................................................................................................................... 53 2.3. Методические рекомендации по обучению слабовидящих детей технике чтения на английском языке .................................................................................. 69 Выводы по главе II .............................................................................................. 76 Заключение ........................................................................................................... 79 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .............................................................. 82
Стр.1
3 ВВЕДЕНИЕ Изменение государственной политики в отношении образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) повлекло за собой необходимость усовершенствования современных методик образования и оптимизации учебных программ под нужды таких детей. На сегодняшний день все больше внимания уделяется вопросам языкового образования младших школьников, что находит выражение, в частности, во введении иностранного языка со второго класса. Среди проблем обучения слабовидящих детей иностранному языку вопрос об обучении их чтению на иностранном языке является одним из основных. Процесс чтения имеет огромное значение в обучении школьников не только иностранным языкам, но и другим предметам. Чтение тесно связано со всеми видами речевой деятельности, формируемыми при обучении иностранному языку в школьном курсе в целом, и в частности на начальном этапе. В связи с этим, актуальность исследования обусловлена необходимостью научных исследований, направленных на выявление специфических особенностей обучения и разработку методических приемов обучения слабовидящих детей технике чтения на иностранном языке как первым этапом овладения чтением. Следует отметить, что уже существует определенная научная база, позволяющая провести всесторонний анализ проблемы обучения слабовидящих детей чтению на иностранном языке. Начиная с середины XVIII века, проблемой обучения слабовидящих и слепых занимались такие исследователи как Дени Дидро (1749), Валентин Гаюи, Луи Брайль и Оттокар Адеракс (1886). При дальнейшем изучении данные вопросы сначала перешли в область специального развития и дефектологии. В отечественной дефектологии изучалась история становления научных взглядов на те или иные формы аномального развития ребенка и способы их психолого-педагогической коррекции, а также общая коррекционная и соци
Стр.2
4 альная педагогика. Особый вклад внесли труды Л.С. Выготского (1974). На базе культурно-исторической теории Л.С. Выготского плодотворно разрабатывались теоретические основы специальной психологии, педагогики и дефектологии по разным ее направлениям. На сегодняшний день, проблемами обучения слепых и слабовидящих детей занимаются специальные науки – тифлопсихология и тифлопедагогика. Исследованиями психологических особенностей таких детей занимается тифлопсихология. Это раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции (Л.С. Выготский, 1974; Л.П. Григорьева, 2009; Н.А. Гришицина, 2011; М.Р. Гусева, 1978; В.З. Денискина, 1997; Л.И. Солнцева, 1998). Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении слепых и слабовидящих детей, одна из отраслей дефектологии. Естественнонаучная основа тифлопедагогики – учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Данная наука выясняет своеобразие обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития предусматривается система специального обучения и коррекционновоспитательной работы (Л.П. Григорьева, 2009; А.Г. Литвак, 2007; Е.А. Морозова, 2015; Л.И. Плаксина, 1999; Е.Н. Подколзина, 2001; Л.И. Солнцева, 1998). Без понимания природы зрительного дефекта, препятствующего полноценному овладению чтением на иностранном языке, невозможно адекватное решение проблемы. Поэтому отдельного упоминания заслуживает такая наука как офтальмология, – область медицины, изучающая глаз и его анатомию, физиологию и болезни (Э.С. Аветисов, В.М. Астапов, 1975). Что касается непосредственно процесса обучения именно иностранным языкам, то здесь следует отметить, что уже существует определенная научная база, позволяющая провести всесторонний анализ проблемы обучения слабовидящих детей иностранному языку в сфере школьного образования и предложить соответствующее решение.
Стр.3
5 Прежде всего, стоит указать работы, отражающие различные аспекты иноязычного дошкольного образования. К проблемам обучения иностранному языку слабовидящих детей относятся такие ученые как М.В. Вербицкая, 2010; Е.М. Н.А. Грицишина, 2011; А.Б. Гулиянц, 2015; и др. Вопросам изучения чтения посвящено значительное количество работ педагогов, психологов, лингвистов, физиологов, в своей совокупности создавших основу для понимания этих сложных явлений. Современные представления о письме и чтении базируются на исследованиях В.Д. Аракина, 2008; Л.C. Выготского, 1974 и др. Безусловного упоминания заслуживают методисты, чьи работы и исследования посвящены обучения чтению на иностранном языке. К ним относятся: Н.Д. Гальскова, 2004; В.М. Филатов, 2004; Е.И. Пассов, 1988; Е.Н. Соловова, 2008; Н.И. Гез, 2004 и др. В своем исследовании мы попытались взглянуть на проблему обучения слабовидящих детей с более широкой перспективы. Обучение таких детей лежит в фокусе не только психологии и педагогики, но и является частью современной политики государства в области образования. Закон «Об образовании в РФ» основывается на принципе недопустимости дискриминации (ст. 3, п. 1.2.), что является следствием реализации права каждого человека на образование. Приоритетной формой обучения становится инклюзивное образование. Идея инклюзии в образовании и обществе не нова, но обратить внимание на то, что изначальным инициатором ее стали западные страны и США. Многочисленные исследования последних лет подтверждают важность инклюзии в нашей стране (С.В. Алехина, 2010; Г.Ф. Мухамадиярова, 2015; С.Г. Усманова, 2015; Н.Н. Семаго, 2011; Н.Я.Семаго, 2011; М.Л. Семенович, 2011 и др.). Анализируя степень развития инклюзивной формы обучения, следует иметь в виду, что в России есть ряд не имеющих западных аналогов научных разработок в области дефектологии и специальной психологии, которые логически связанны с процессом инклюзивного обучения. Следует иметь в виду, что инклюзивное образование – это новое направление, поэтому многие идеи стали
Стр.4
6 развитием и продолжением идей интегративного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди ученых, чьи теоретические идеи и практические исследования заложили основы интегративного обучения у нас в стране, прежде всего, необходимо назвать Н.Н. Малофеева, 2003; Л.М. Щипицину, 2004 и др. Нормативно-правовой базой исследования стали международные законодательные акты. К наиболее значимым относятся: Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948); Декларация прав ребенка (ООН, 1959); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960); Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, г. Джомтьен, 1990); Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. (г. Саламанка 1994); Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006). Инклюзивное образование детей с ОВЗ в России опирается на следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральная целевая программа «Доступная среда»; а также проекты ФГОС для разных категорий детей с ОВЗ, правительственные постановления, региональные законодательные акты и программы. Как показал анализ литературы, существующие исследования в области обучения иностранным языкам, а также инклюзивному образованию, не восполняют в полной мере потребность в исследованиях, где объектом изучения выступал бы процесс обучения иностранным языкам слабовидящих детей. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования – «Методика обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке».
Стр.5